Қаз   Рус  Eng

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета провел очередное заседание по итогам аудита эффективности использования бюджетных средств и активов государства в Акмолинской области

На заседании Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета подведены итоги аудита эффективности использования бюджетных средств и активов государства в Акмолинской области.

Акиматом области не организована на должном уровне системная работа по привлечению инвестиций в экономику региона, в том числе через инструменты индустриальных зон, инновационное развитие предприятий, механизмы государственно-частного партнерства.

Реализация Плана развития региона - основного документа определяющего стратегию развития региона - сведена к обеспечению корректировок и пересмотру запланированных мероприятий для формирования положительной статистики. При этом, мероприятия включены в Программу по признаку бюджетного финансирования при отсутствии мер по привлечению внебюджетных средств в развитие региона.

За счет средств Национального фонда при наличии нерешенных инфраструктурных вопросов, профинансирован средний, текущий (в том числе ямочный) ремонт дорог в сумме 1,9 млрд. тенге, что указывает на низкоэффективное использование средств и отсутствие системного подхода в выборе приоритетных проектов.

В условиях ограниченности бюджетных средств имеются факты направления средств, не отвечающих целям и задачам пополнения оборотных средств. К примеру, АО НК СПК «Kokshe» полученные средства на пополнение уставного капитала в сумме 530 млн. тенге направлены на погашение кредиторской задолженности. Проблемы развития отрасли АПК должным образом не анализируются и распределение среди получателей субсидий осуществляется неравномерно, не учитывается финансовое состояние сельхозпроизводителей, потребность в государственной поддержке и эффективность от дотационных мер. Меры государственной поддержки по переработке и наращиванию новых производств в сфере растениеводства, должным образом практически не организованы. Не решен вопрос передачи энергопередающим организациям 1 509 км электрических сетей, построенных за счет бюджетных средств. В результате, жители отдельных населенных пунктов Аршалынского и Целиноградского районов вынуждены оплачивать услуги электроснабжения по тарифу, применяемому к юридическим лицам.

Реализация бюджетных инвестиционных проектов сопровождается грубыми нарушениями законодательства в сфере строительной деятельности.Так, Управлением строительства Акмолинской области по 15 проектам перечислены подрядным организациям 248,1 млн. тенге за фактически не выполненные работы. Кроме того, данной организацией и отделами строительства Шортандинского и Целиноградского районов приняты в эксплуатацию 5 объектов при невыполненных работах на сумму 34,4 млн. тенге.

При затраченных средствах в сумме 3,5 млрд. тенге, более 2-х лет не решается вопрос по централизованному водоснабжению сельских округов Талапкер и Кажымукан Целиноградского района, с населением более 13 тысяч человек.

В регионе слабо поставлена работа по решению вопросов дефицита медицинских кадров, в том числе по закреплению молодых специалистов в сфере здравоохранения. 240 государственных объектов здравоохранения (42,7%) размещены в арендованных помещениях, 123 государственных объекта здравоохранения имеют 100% износ здания.

В Целиноградском районе, где численность населения составляет 66,8 тыс. человек и имеет тенденцию роста, отсутствует больница и соответственно, возможность оказать своевременную стационарную помощь населению. Акиматом Акмолинской области, при существующей потребности в 180 ученических мест (без учета динамики роста) вместо решения вопроса по строительству новой школы в селе Тонкерис Целиноградского района, в декабре 2021 года приобретена у ТОО «KAZPACO» модульная школа на 110 мест на сумму 1,5 млрд. тенге.

Всего, по результатам аудиторского мероприятия, общая сумма финансовых нарушений составила 2,8 млрд. тенге, установлены процедурные нарушения в количестве 298 единиц, неэффективное планирование – 10,5 млрд. тенге, неэффективное использование – 2,6 млрд. тенге, упущенная выгода – 61,9 млн. тенге.

В органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, направлены материалы по 42 фактам нарушений. По отдельным фактам нарушений, материалы направлены в правоохранительные органы.

По итогам аудита, Счетным комитетом даны соответствующие рекомендации Правительству по совершенствованию законодательства. Акиму Акмолинской области поручено принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, и рассмотрению ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/399804?lang=ru

Счетным комитетом будет обжаловано решение столичного специализированного межрайонного административного суда после вступления в законную силу

Счетным комитетом в первом квартале 2022 году проведена промежуточная оценка реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан».

В ходе данного аудита установлен ряд нарушений и недостатков, в том числе только в деятельности Холдинга «Зерде» и АО «Национальные информационные технологии» (АО «НИТ») - 98,1 млн тенге финансовых нарушений и 34 процедурных решения.

По итогам аудиторского мероприятия Счетным комитетом даны соответствующие поручения АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» (2) и АО «НИТ» (6) по рассмотрению ответственности работников, допустивших нарушения действующего законодательства, повышению эффективности управления и использования активов государства, а также по возмещению средств в бюджет и устранению всех установленных недостатков.

На сегодняшний день отдельные поручения уже исполнены, а по остальным еще не наступили сроки исполнения.

В то же время АО «НИТ» был подан иск в Специализированный межрайонный административный суд города Нур-Султан по оспариванию одного факта нарушения, в части возмещения в бюджет 38,2 млн тенге.

На судебном заседании, прошедшем 5 июля 2022 года, оглашена резолютивная часть решения о частичном удовлетворении исковых требований АО «НИТ».

При этом Судом отказано в удовлетворении требований по оспариванию Аудиторского заключения.

Следует отметить, что данное судебное решение не вступило в законную силу и будет обжаловано Счетным комитетом в установленном законодательством порядке.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/397356?lang=ru

Счетный комитет провел очередное заседание Национальной комиссии по сертификации

В Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета проведено очередное заседание Национальной комиссии по сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора.

На заседании приняли участие 28 кандидатов из числа работников Ревизионных комиссий, Комитета внутреннего государственного аудита, центральных и местных исполнительных государственных органов, а также иных организаций и физических лиц.

По итогам заседания присвоена квалификация государственного аудитора 18 кандидатам, отказано в присвоении квалификации государственного аудитора 10 кандидатам.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/394677?lang=ru

Об исполнении поручений Счетного комитета по итогам аудита реализации Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» в Восточно-Казахстанской области

В 2016 году Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета проведен государственный аудит реализации Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» в Восточно-Казахстанской области.

В ходе проведения аудиторского мероприятия установлены факты не регистрации имущества, построенных за счет бюджетных средств в рамках реализации Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В связи с этим, акиму Восточно-Казахстанской области было поручено принять меры по регистрации прав собственности построенных объектов и передачи их экплуатирующим организациям.

Во исполнение поручения Счетного комитета, акимом Восточно-Казахстанской области проведены процедуры регистрации прав собственности по объекту «Строительство ВЛ-35 кВ и установка ПС 35/10 кВ в производственной базе ТОО «Батуа», 51 км юго-западнее села Кокозек в Урджарском районе ВКО» и передачи по договору доверительного управления эксплуатирующей организацией ТОО «Muhit-AGRO».

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/392314?lang=ru

Акиматом Атырауской области приняты меры по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе государственного аудита

В декабре 2021 года Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета проведен государственный аудит эффективности использования бюджетных средств и активов государства, выделенных Атырауской области.

В ходе государственного аудита установлен ряд нарушений в области строительной деятельности.

В связи с этим, акимату Атырауской области было поручено принять меры по восстановлению работ.

Во исполнение поручения Счетного комитета, Отделом строительства г.Атырау по объекту «Строительство жилого комплекса «МОДЕРН» выполнены работы на сумму 52 061,9 тыс.тенге.

Отделом жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции Жылыойского района выполнены работы на сумму 10 943,6 тыс. тенге.

Оставшаяся сумма в размере 1299,6 млн. тенге остается на контроле.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/392319?lang=ru

Советом директоров АО «Национальная компания «Актауский морской торговый порт» утвержден План развития до 2032 года

В октябре 2020 года Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета проведен государственный аудит эффективности управления активами АО «Национальная компания «Актауский морской торговый порт».

В ходе аудита установлено отсутствие Стратегии развития АО «Национальная компания «Актауский морской торговый порт». В связи с этим, АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» было дано поручение по устранению выявленного нарушения.

Во исполнение поручения Счетного комитета, 6 мая 2022 года Советом директоров АО «Национальная компания «Актауский морской торговый порт» утверждена Стратегия развития до 2032 года.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/388526?lang=ru

Счетный комитет завершил аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных подведомственным организациям Министерства здравоохранения Республики Казахстан

Счетный комитет провел очередное заседание, на котором были рассмотрены итоги аудита «Государственный аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на подготовку медицинских кадров, прикладные научные исследования в области здравоохранения и активов организаций медицинского образования, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Казахстан, а также активов РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий», за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года.

В заседании Счетного комитета приняли участие представители министерств здравоохранения, образования и науки, национальной экономики, медицинских университетов им. С.Д.Асфендиярова, Астана, Караганды и Семей, Национального центра экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий (НЦЭЛС).

Несмотря на увеличение продолжительности жизни населения, демографических показателей и развитие медицины в целом, система управления кадровыми ресурсами в области здравоохранения имеет ряд проблем и недостатков.

В программных документах Министерства здравоохранения не уделяется должное внимание вопросам кадрового обеспечения системы здравоохранения, отсутствует должная увязка бюджетного финансирования с показателями результатов.

Министерством здравоохранения не реализованы возложенные законодательством функции по созданию Национальной системы учета кадровых ресурсов, направленной на персонифицированный учет и непрерывное профессиональное развитие работников здравоохранения.

За последние 5 лет общий дефицит медицинских кадров увеличился в 2 раза и достиг 23,1 тысяч единиц. При этом покрытие дефицита осуществляется путем совмещения должностей медицинскими специалистами, коэффициент которого варьируется от 1,4 до 2 единиц на одну должность, что приводит к высокой нагрузке на работников системы здравоохранения и оказывает негативное влияние на качество оказываемой медицинской помощи.

За период 2020 – 2021 годы количество жалоб на медицинских работников и организации здравоохранения увеличилось более чем в 2 раза.

Отсутствие разработанных Министерством здравоохранения профессиональных стандартов приводит к возможности получения разрешительных документов, дающих право на занятие клинической деятельностью без должной оценки уровня знаний и профессиональной подготовленности специалистов.

Высшими учебными заведениями не на должном уровне реализуется расширение программ академической мобильности с акцентом на интернатуру и резидентуру, внедрение технологий межпрофессионального и мультидисциплинарного подходов в подготовке кадров, ранней клинической профилизации.

Несмотря на требования законодательства, средства республиканского бюджета для размещения государственного заказа направляются учебным организациям, не имеющим аккредитованные клинические базы.

Переход учебных заведений с формата акционерных обществ в формат некоммерческих акционерных обществ (НАО) без должной проработки нормативной базы корпоративного управления не дал должного эффекта.

НЦЭЛС затрачены средства в сумме 726,3 млн. тенге на приобретение недоработанного и неработоспособного программного обеспечения, которое не используется в производственной деятельности и предусмотрено к списанию.

Имеют место факты утверждения НЦЭЛС размеров предельных цен на лекарственные средства – аналоги (генерики), превышающих цены оригинальных лекарственных средств.

Всего по результатам государственного аудита Счетным комитетом установлены финансовые нарушения в сумме 5 825,6 млн. тенге (из них нарушения при ведении бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности – 5 058,0 млн. тенге), неэффективное планирование и неэффективное использование бюджетных средств – 7 541,8 млн. тенге, возможные потери и упущенные выгоды – 61,2 млн. тенге, а также 151 процедурное нарушение.

По всем установленным недостаткам и нарушениям Счетным комитетом даны соответствующие рекомендации Правительству, поручения уполномоченным государственным органам, а также объектам аудита.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/387510?lang=ru

Глава государства принял председателя Счетного комитета Наталью Годунову

Касым-Жомарт Токаев заслушал отчет председателя Счетного комитета о предварительных итогах аудита использования целевых трансфертов, выделенных из Национального фонда, в рамках которого охвачено 20 объектов на общую сумму 290 млрд тенге. Также были проанализированы расходование средств на сумму 2,2 трлн тенге, выделенных из Нацфонда по различным направлениям.

Президент дал поручения, касающиеся вопросов преобразования Счетного комитета в Высшую аудиторскую палату.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/385075?lang=ru

Счетный комитет принял участие в мероприятии по случаю 160-летия создания Суда счетов Турции

В городе Анкара (Турецкая Республика) представители Счетного комитета приняли участие в мероприятии по случаю 160-летия Суда счетов Турции.

На мероприятии приняли участие представители высших органов аудита (ВОА) Азербайджанской Республики, Королевства Испании, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Португальской Республики, Турецкой Республики и Республики Узбекистан.

На торжественной церемонии выступил с приветственной речью Президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган и спикер Великого Национального Собрания Турции Мустафа Шентоп. Официальная программа открытия 160-летия Суда счетов Турции началась с выступления Метина Йенера, президента Суда счетов.

Юбилейная церемония продолжилась в форме панельных дискуссий на различные темы в административном здании Суда счетов Турции. В качестве спикеров приняли участие докладчики Конституционного суда Турции, академики и представители ВОА Португалии и Испании.

Кроме того, делегация Счетного комитета встретилась с сотрудниками ИТ-сектора Суда счетов Турции и обсудила ИТ-инновации в области внешнего государственного аудита. Также были обсуждены вопросы судебной функций и полномочий ВОА Турции.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/384232?lang=ru

Акиматом Атырауской области приняты меры по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе государственного аудита

В декабре 2021 года Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета проведен государственный аудит эффективности использования бюджетных средств и активов государства, выделенных Атырауской области.

В ходе государственного аудита установлен ряд нарушений в области строительной и медицинской деятельности.

В связи с этим, акимату Атырауской области было поручено принять меры по восстановлению и возмещению выявленных сумм нарушений в размере 10 035, 9 млн. тенге.

Во исполнение поручения Счетного комитета, на сегодняшний день восстановлено - 8 666, 2 млн. тенге и возмещено – 7,1 млн. тенге, оставшаяся сумма в размере 1 362,6 млн. тенге остается на контроле.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/384245?lang=ru