МАЖИЛИС - БЮДЖЕТ-2014: ОТЧЕТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА И СЧЕТНОГО КОМИТЕТА
- Подробности
Сегодня в Мажилисе Правительство и Счетный комитет презентовали парламентариям отчеты об исполнении республиканского бюджета за 2014 год. Отчеты по главному финансовому документу страны представлены в рамках Комитета Мажилиса по финансам и бюджету, заседание которого провела председатель этого Комитета Гульжана Карагусова. С парламентской трибуны с докладами выступили министр финансов Бахыт Султанов и член Счетного комитета Жансеит Сарсенкулов. Затем докладчики ответили на вопросы ряда депутатов Мажилиса. Дальнейшее обсуждение отчетов продолжится в рабочей группе, которую возглавил депутат Мажилиса Куттыкожа Идирисов.
ОТЧЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА:
За 2014 год в республиканский бюджет поступило 5 988,5 млрд.тенге, или 99,4 % к плану. Основная часть, или 98,7%, в общем объеме поступлений пришлась на доходы, которые составили 5 908,8 млрд.тенге, из них налогов – 3 666,1 млрд.тенге, неналоговых – 131,7 млрд.тенге, поступлений от продажи основного капитала – 7,7 млрд.тенге и трансфертов поступило 2 103,3 млрд.тенге. Активы Национального фонда Республики Казахстан за 2014 год пополнены на 5 459,6 млрд.тенге и на 1 января 2015 года составили 16 522,1 млрд.тенге, в том числе инвестиционный доход в сумме 1 955,0 млрд.тенге. Основную долю (63,5%) составили прямые налоги от нефтяного сектора. Расходы республиканского бюджета за 2014 год составили 7 069,7 млрд.тенге или 99,4% к плану. По сравнению с 2013 годом расходы выросли на 1 079,2 млрд.тенге. Приоритетом бюджетной политики в области расходов было первоочередное финансирование социальных обязательств. Выплаты пенсий, социальных пособий и заработной платы работникам бюджетной сферы, предусмотренных в республиканском бюджете на 2014 год, финансировались своевременно и в полном объеме. Расходы на социальные нужды составили 2 680,2 млрд.тенге. В 2014 году их объем достиг значения 6,9% к ВВП, что способствует сохранению стабильного социального климата. Наряду с социальными расходами, высокий уровень затрат бюджета приходится также на инфраструктурные и индустриальные проекты, развитие сельского хозяйства. Дефицит республиканского бюджета составил 1 081,2 млрд.тенге.
ОТЧЕТ СЧЕТНОГО КОМИТЕТА:
По оценке Счетного комитета, Правительством уточненные параметры поступлений республиканского бюджета, а также взятые обязательства по расходам в целом реализованы.
Вместе с тем, несмотря на неоднократные уточнения и корректировки параметров республиканского бюджета, администраторами бюджетных программ средства использованы недостаточно эффективно.
Сумма средств, по которым не исполнен принцип результативности бюджетной системы, составила 378,5 млрд. тенге. Анализ исполнения республиканского бюджета свидетельствует о недостаточно эффективном налоговом и таможенном администрировании, снижении налоговой дисциплины и потерях поступлений в республиканский бюджет.
Оценка реализации двух государственных и пятнадцати отраслевых программ показала, что надлежащее их исполнение не обеспечено. В 2014 году по сравнению с 2013 годом сумма выявленных финансовых нарушений, допущенных при формировании и использовании целевых трансфертов, увеличилась на 40% и составила 243,1 млрд. тенге.
Реализация инвестиционных проектов осуществлялась в условиях несвоевременного их финансирования, затягивания сроков проведения конкурсных процедур, некачественной разработки проектно-сметной документации и технико-экономического обоснования. Это приводило к удорожанию проектов, приостановке их реализации, несвоевременной сдаче объектов в эксплуатацию.
В Отчете представлены рекомендации Счетного комитета, направленные на совершенствование бюджетного и иного законодательства, усиление финансовой дисциплины, а также предупреждение и недопущение нарушений при исполнении республиканского бюджета и использовании активов государства.
Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК
30.04.2015
- Подробности
30 апреля 2015 года состоялось очередное заседание Счетного комитета
1. Подведены итоги контрольно-аналитического мероприятия эффективности использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию государственной политики по ведению общенациональной статистики и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Отмечено, что уполномоченными органами при использовании средств республиканского бюджета, выделенных на удовлетворение потребностей общества в достоверной статистической информации, а также обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения допущен ряд нарушений и недостатков.
Установлены расхождения информации Комитета по статистике Министерства национальной экономики и Министерства финансов о количестве бездействующих и временно приостановивших деятельность предприятий. Департаментом статистики Атырауской области за недостоверные статистические обследования интервьюерам выплачено 6,2 млн. тенге.
Правовой статус, предельная численность, размер оплаты труда и ответственность интервьюеров за качество и достоверность статистических наблюдений законодательно не регламентированы.
Департаментами статистики Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Павлодарской областей проведены строительно-монтажные работы на общую сумму 22,9 млн. тенге без уведомления уполномоченного органа, не соответствующие утвержденной проектно-сметной документации – на 20,5 млн. тенге, без авторского надзора – на 7,0 млн. тенге.
При недостижении в 2013 году Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской областями и г.Алматы прямых результатов соглашений по целевым трансфертам в 2014 году на завершение проектов по водоснабжению и водоотведению из республиканского бюджета дополнительно выделено 44,7 млрд. тенге. В 2013 году при плане 219 объектов водоснабжения и водоотведения введено в эксплуатацию только 182 объекта, в 2014 году при плане 46 – 33 объекта.
Выявлено снижение ряда показателей по отдельным сегментам деятельности организаций санитарно-эпидемиологического контроля. В 2014 году зарегистрировано 20 случаев массовых заболеваний пищевого происхождения, что в 2,5 раза больше показателя 2013 года.
Стоимость лабораторных исследований, указанная в договорах, заключенных Комитетом по защите прав потребителей с центрами санитарно-эпидемиологической экспертизы, не соответствует тарифам, определенным в автоматизированной информационной системе «Тарификатор услуг».
Общая сумма выявленных Счетным комитетом нарушений бюджетного и иного законодательства составила 53,7 млрд. тенге, неэффективно использовано 1,3 млрд. тенге. Нарушения ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности составили на общую сумму 696,6 млн. тенге.
По итогам заседания Правительству Республики Казахстан рекомендовано внести изменения в бюджетное законодательство по вопросам определения правового статуса интервьюеров для проведения статистических обследований, нормативов предельной их численности и размеров оплаты оказываемых услуг.
Министерству национальной экономики поручено принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих им, привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства.
Отдельные материалы контроля будут направлены в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений.
2. Подведены итоги контроля эффективности использования бюджетных средств, выделенных Министерству энергетики Республики Казахстан на реализацию отдельных бюджетных программ.
По оценке Счетного комитета, реализация государственной политики по развитию топливно-энергетического комплекса страны осуществляется недостаточно эффективно.
В частности, отмечены высокая доля экспортоориентированных контрактов на недропользование, несвоевременное исполнение мероприятий по модернизации нефтеперерабатывающих заводов, дефицит углеводородного топлива на внутреннем рынке и низкий уровень газификации территории республики.
Из 19 прямых и 15 конечных показателей результатов реализации республиканских бюджетных программ в полном объеме не достигнуты 4 показателя.
Установлено, что Министерством энергетики не обеспечены полнота и достоверность расчетов при составлении бюджетных заявок по ряду бюджетных программ на общую сумму свыше 1,0 млрд.тенге.
Комитетом экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики эффективные меры по воздействию на нарушителей законодательства в нефтегазовом комплексе не принимались, государственный экологический контроль должным образом не осуществлялся.
Из-за нарушений, допущенных при оформлении результатов проверок, из общей суммы административных штрафов и претензий по возмещению экологического ущерба в размере 803,7 млрд.тенге решениями судов отменены штрафы и претензии на сумму 620,3 млрд.тенге, или 77,2 процента.
Полноценный мониторинг исполнения недропользователями контрактных обязательств по оплате в бюджет специальных платежей отсутствует. Надлежащее взаимодействие с Комитетом государственных доходов Министерства финансов по данным вопросам не обеспечено.
Из общей суммы средств в размере 3391,2 млн.тенге, охваченной контролем, выявлены факты нарушений бюджетного и иного законодательства на сумму 1 438,5 млн.тенге, неэффективного использования средств республиканского бюджета на сумму 899,4 млн.тенге.
По итогам заседания Правительству рекомендовано обратить внимание на неэффективную деятельность Комитета экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики, а также рассмотреть вопросы совершенствования законодательства о недрах и недропользовании.
Министерству энергетики поручено принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих им, привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства.
Пресс-служба Счетного комитета
Пресс-релиз
- Подробности
19.03.2015
В Счетном комитете состоялась встреча с экспертами Всемирного банка
В ходе встречи обсуждены вопросы, связанные с рассмотрением заявки Счетного комитета на получение гранта Всемирного банка для реализации проекта по содействию переходу системы внешнего государственного финансового контроля на государственный аудит.
Проект предполагает оказание технической помощи в рамках разработки методологических документов в области аудита, а также подготовки государственных аудиторов и повышения квалификации работников Счетного комитета.
В завершение встречи стороны выразили заинтересованность в проведении совместной работы с целью построения целостной системы государственного аудита в Республике Казахстан, повышения прозрачности использования бюджетных средств, предупреждения финансовых нарушений и устранения факторов, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Всемирный банк – международная финансовая организация, созданная в 1944 году с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам по всему миру.
Пресс-служба Счетного комитета
Пресс-служба Счетного комитета
- Подробности
26-27 февраля текущего года в городе Москве состоялись рабочие встречи Председателя Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина с представителями Счетной палаты Российской Федерации
Во встречах с казахстанской стороны также приняли участие ответственные работники Посольства Казахстана в России, с российской стороны – аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин, заместитель руководителя аппарата Елена Шипилева, руководители департаментов методологического обеспечения Наталья Кузнецова и внешних связей - Николай Парузин.
В ходе встреч обсуждены вопросы сотрудничества высших органов финансового контроля обеих стран. В частности, намечены пути решения проблем, ограничивающих сферу взаимодействия, выявленных по итогам проведенных в 2014 году совместных контрольных мероприятий по оценке реализации казахстанско-российских проектов в сфере энергетики, а также порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин.
Особое внимание уделено вопросам сотрудничества в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в том числе ходу разработки рабочей группой из представителей ВОФК государств-членов ЕАЭС нормативных и методологических документов внешнего аудита, необходимых для повышения эффективности совместной деятельности.
Были рассмотрены состояние и перспективы совершенствования взаимодействия органов государственного финансового контроля, а также системы повышения квалификации их работников при переходе на государственный аудит.
По итогам встреч сторонами достигнуты договоренности по активизации дальнейшей совместной работы, в том числе по обмену полезным опытом, а также проведению совместных, параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по вопросам, представляющим обоюдный интерес.
Пресс-служба Счетного комитета
16.02.2015
- Подробности
Член Счетного комитета Константин Плотников принял участие в работе XIII Ассамблеи ASOSAI (Азиатская организация высших органов финансового контроля), г. Куал-Лумпур (Малайзия), 10-13 февраля 2015 года
В работе Ассамблеи приняли участие представители 39 стран-членов ASOSAI.
Подведены итоги деятельности организации за три года. Определена дальнейшая политика ASOSAI на среднесрочную перспективу,рассмотрен Стратегический план работы на 2016-2021 годы.
Избраны новые члены Совета правления ASOSAI и Комитета по аудиту на 2015-2018 годы. Состоялась церемония передачи полномочий Председателя организации от генерального аудитора Индии г-на Шаши Канта Шарма генеральному аудитору Малайзии г-ну Амбрину Бин Буангу.
В рамках 6-го Симпозиума ASOSAI обсужденывопросы эффективного использования технологий в деятельности высших органов финансового контроля. Особое внимание уделено проблемам повышения эффективности проведения IT-аудита.
Члены ASOSAI также поделились передовым опытом проведения государственного финансового контроля, в том числе по выявлению и предупреждению фактов мошенничества и коррупции.
ASOSAI (Азиатская организация высших органов финансового контроля) – организация, объединяющая в своем составе высшие органы финансового контроля 46 стран азиатско-тихоокеанского региона. Создана в 1979 году.Высшим органом ASOSAIявляется Ассамблея, проводимая один раз в 3 года.
Пресс-служба Счетного комитета