Қаз   Рус  Eng

Счетный комитет подвел итоги оценки эффективности реализации проектов, включенных в республиканскую и региональные карты индустриализации

Счетный комитет подвел итоги оценки эффективности реализации проектов, включенных в республиканскую и региональные карты индустриализации, а также анализ управления активами субъекта квазигосударственного сектора.

Республиканская и региональные Карты индустриализации (Карты), разработанные c целью реализации Государственных программ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, предназначены для мониторинга исполнения индустриально-инновационной деятельности на уровнях республики и регионов соответственно.

Индустриальные проекты, включаемые в Карты индустриализации должны соответствовать приоритетным видам деятельности, утверждаемых Правительством Республики Казахстан, для внеочередного рассмотрения вопросов предоставления мер государственной поддержки.

По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (МИИР РК) за 2014-2021 годы в рамках Карт введено в эксплуатацию 1037 проектов на общую сумму 7 791,1 млрд. тенге, создано 128 279 рабочих мест.Однако, как показали результаты аудита, уполномоченными органами, ответственными за координацию инвестиционных проектов в лице МИИР РК и Министерством национальной экономки не в полной мере обеспечивается координация реализации инвестиционных проектов Карт, о чем свидетельствует расхождения отчетной информации с фактическими данными.

Закрепленная за Комитетом индустриального развития МИИР РК задача по координации реализации проектов, включенных в Карты, выполнялась без определения четких критериев и алгоритма мониторинга.

Отсутствие методологической основы для проведения мониторинга, а также недостаточная и бессистемная работа по координации реализации проектов, включенных в Карты, не позволила своевременно выявлять проблемные вопросы, определять пути их решения, а также вырабатывать рекомендации по совершенствованию индустриально-инновационной политики, как в Комитете, так и на уровне регионов.

Предусмотренное ранее в ГПФИИР внедрение информационно-аналитической системы для мониторинга проектов Карты индустриализации не осуществлено. В результате чего, за 2014-2021 годы мониторинг проектов велся без использования возможностей цифрового обеспечения данного мониторинга.

Производственные показатели ряда предприятий, входящих в региональные карты, ежегодно снижаются, в связи с низкой загруженностью и отсутствием спроса на выпускаемую продукцию. Данный факт свидетельствует о некачественной проработке проектов на стадии их планирования и низкой эффективности мер государственной поддержки.

При этом, отдельные проекты, несмотря на первоначальную перспективность и рентабельность, а также оказанные меры господдержки, оказались убыточными и были закрыты (Акмолинская область, Карагандинская область, Северо-Казахстанская область).

В Управлениях предпринимательства регионов отсутствует системная информация по оказанным мерам государственной поддержки, что говорит о не полном выполнении возложенных на них задач по развитию и поддержке частного предпринимательства в регионах, в том числе, по проектам, включенных в Региональные карты поддержки предпринимательства.

Оказание мер господдержки не систематизировано. Отсутствует единый механизм учета, а также координация взаимодействия с региональными филиалами АО «Фонд развития предпринимательства «Даму».

По итогам аудита, Счетным комитетом даны соответствующие рекомендации Правительству по совершенствованию законодательства, МИИР РК, Акиматам, а также заинтересованным государственным органам и организациям поручено принять меры по рассмотрению ответственности должностных лиц, допустивших нарушения законодательства, установленных в ходе государственного аудита.

В орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, направлен материал по 3 фактам нарушений. В настоящий момент привлечено к административной ответственности должностное лицо предприятия, допустившее нарушения законодательства о бухгалтерском учтете и финансовой отчётности.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/380544?lang=ru

Счетный комитет принял участие в обсуждении Стратегического плана ЕВРОСАИ на 2024-2030 годы

Сегодня в городе Прага завершился пост-конгресс Европейской организации высших органов аудита (ЕВРОСАИ), организатором которого выступил Высший офис аудита Чешской Республики.

В рамках мероприятия представители Счетного комитета приняли участие в обсуждении Стратегического плана ЕВРОСАИ на 2024-2030 годы, а также вопросов усиления взаимодействия между высшими органами аудита – участниками ЕВРОСАИ, повышения потенциала и роли государственного аудита в быстроменяющихся условиях.

ЕВРОСАИ проведена выставка основных направлений деятельности организации, среди которых - экологический аудит, деятельность против коррупции, визуализация итогов аудита.

Также состоялась встреча руководителей высших органов аудита ЕВРОСАИ с Президентом Чешской Республики.

Кроме того, Счетный комитет подписал Меморандум о взаимопонимании с Высшим офисом аудита Чешской Республики.

*** Европейская организация высших органов аудита (ЕВРОСАИ) является одной из региональных организаций ИНТОСАИ (Международной организации высших органов аудита), которая объединяет в своих рядах высшие органы аудита (далее – ВОА*) 195 стран в качестве полноправных членов, 5 - в качестве ассоциированных членов и 1 - в качестве аффилированного члена. ИНТОСАИ имеет ранг организации, поддерживающей деятельность Организации Объединенных Наций.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/377485?lang=ru

Делегация Счетного комитета во главе с Председателем приняла участие в пост-конгрессе ЕВРОСАИ

Делегация Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан во главе с Председателем приняла участие в первом дне пост-конгресса ЕВРОСАИ в Праге.

В мероприятии приняли участие представители из более 20 высших органов аудита (ВОА) Бельгии, Болгарии, Великобритании, Греции, Испании, Израиля, Латвии, Литвы, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Португалии, Косова, Молдовы, Румынии, Словакии, Черногории, Чехии и другие.

Организатором встречи выступил Высший офис аудита Чешской Республики.

В рамках мероприятия Председатель Счетного комитета провела двусторонние встречи с первыми руководителями высших органов аудита Молдовы, Польши, Португалии и Чехии. Также были проведены встречи с представителями высших органов аудита Австрии и Швеции.

Кроме того, в ходе мероприятия запланированы семинары по обмену опытом в сфере государственного аудита, в том числе проектов электронного правительства, публикации результатов аудиторской деятельности и другим вопросам.

*** Европейская организация высших органов аудита (ЕВРОСАИ) является одной из региональных организаций ИНТОСАИ (Международной организации высших органов аудита), которая объединяет в своих рядах высшие органы аудита (далее – ВОА*) 195 стран в качестве полноправных членов, 5 - в качестве ассоциированных членов и 1 - в качестве аффилированного члена. ИНТОСАИ имеет ранг организации, поддерживающей деятельность Организации Объединенных Наций.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/376451?lang=ru

Об исполнении Предписаний Счетного комитета по устранению нарушений, выявленных в результате государственных аудитов эффективности деятельности специальных экономических зон

В июне 2021 года Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета был завершен государственный аудит эффективности деятельности специальных экономических зон (СЭЗ).

В ходе аудита установлены нарушения законодательства, регулирующего деятельность СЭЗ. В частности, не регламентирован порядок и периодичность актуализации сведений об участниках СЭЗ, не проведена оценка эффективности деятельности СЭЗ за 2020 год, несвоевременно согласованы стратегии развития созданных СЭЗ. В этой связи, Счетным комитетом было поручено принять меры по рассмотрению ответственности должностных лиц, допустивших нарушения законодательства Республики Казахстан. Таким образом, за ненадлежащее исполнение обязанностей привлечены к ответственности 24 должностных лица, в т.ч. наложены дисциплинарные взыскания в виде «выговора» на 12 должностных лиц, в виде «замечания» на 11 должностных лиц, уволено 1 должностное лицо.

Также, акимами Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Мангистауской, Туркестанской и Павлодарской областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент были приняты меры по включению в Планы мероприятий по реализации Программ развития территорий на 2021-2025 годы показателей развития СЭЗ, направленных на обеспечение социально-экономического развития региона. Исполнение поручения акиматом Северо-Казахстанской области находится на контроле.

Вопрос предоставления услуг по сдаче производственных модулей в аренду участникам СЭЗ, с учетом практики предоставления данных услуг ТОО «Технопарк «Алатау» рассмотрен всеми управляющими компаниями СЭЗ.

Всеми 9-ми управляющими компаниями СЭЗ («Астана – Технополис», «Сарыарка», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», «Морпорт Актау», «Хоргос - Восточные ворота», «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», ТОО «Технопарк «Алатау», «Оңтүстік», «TURKISTAN») выполнено поручение по расторжению договоров с участниками СЭЗ, допустивших несвоевременное и ненадлежащее выполнение строительных работ в СЭЗ, приведших к задержке ввода объектов в эксплуатацию, а также заключены дополнительные соглашения и пересмотрены сроки проектирования и ввода в эксплуатацию объектов, отраженных в договорах об осуществлении деятельности в качестве участника СЭЗ.

Условия для сотрудничества участников СЭЗ с образовательными и учебными заведениями в рамках дуального обучения по подготовке/переподготовке специалистов для обеспечения их квалифицированными кадрами, а также повышения квалификации работников участников СЭЗ обеспечены всеми управляющими компаниями СЭЗ, за исключением АО «Управляющая компания СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», который на данном этапе продолжает работу по подготовке соглашений.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/372493?lang=ru

Продолжается работа по снятию законодательных ограничений для получения органами внешнего государственного аудита и финансового контроля сведений, составляющих банковскую тайну

Во исполнение рекомендации Счетного комитета проведена работа по внесению изменений в соответствующие внутренние документы субъектов квазигосударственного сектора (типовые формы договоров займа, стандартные условия, соглашения, инструкции) по получению согласия от лиц, получающих государственную поддержку, на раскрытие банковской тайны органам государственного аудита.

Также, в настоящее время вносятся соответствующие нормы в разрабатываемые Отраслевые концепции и национальные проекты.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/369120?lang=ru

Акиматом Атырауской области приняты меры по устранению выявленных нарушений

В декабре 2021 года Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета проведен государственный аудит эффективности использования бюджетных средств и активов государства, выделенных Атырауской области.

В ходе аудита установлено, что при строительстве 17 школ за 2018-2021 годы не ликвидированы 11 школ с трехсменным обучением. В 4 школьных зданиях, находящихся в аварийном состоянии, продолжают обучение 1 514 учеников.

В связи с чем, Акимату Атырауской области было поручено разработать план мероприятий по ликвидации аварийных и ветхих домостроений, аварийных школ, трехсменного обучения.

Во исполнение поручения Счетного комитета, Акиматом Атырауской области разработан План-график мероприятий по ликвидации аварийных и трехсменных школ области на 2022 год. Постановлением акимата города Атырау от 21 октября 2021 года № 3166 утверждена Программа реновации жилищного фонда города Атырау на 2021-2025 годы.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/366115?lang=ru

Счетный комитет присвоил квалификацию государственного аудитора 17-ти кандидатам

В Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета 22 апреля 2022 года, в режиме видеоконференцсвязи, проведено очередное заседание Национальной комиссии по сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора.

В заседании принял участие 21 кандидат из числа работников Счетного комитета, ревизионных комиссий, Комитета внутреннего государственного аудита, центральных и местных исполнительных государственных органов, а также иных организаций и физических лиц.

По итогам заседания присвоена квалификация государственного аудитора - 17 кандидатам, отказано - 4 кандидатам.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/364946?lang=ru

Внесены дополнения в законодательство, предусматривающие помощь инвалидам, в случае невозможности исполнения работодателем своих обязательств

В августе 2018 года Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета проведен анализ эффективности мер государственной поддержки инвалидов.

В ходе проведенного экспертно – аналитического мероприятия установлено, что инвалиды, получившие трудовое увечье или профессиональное заболевание по вине работодателя, не имеют возможность получить необходимую помощь ни от государства, ни от работодателя.

В связи с чем, Правительству Республики Казахстан было рекомендовано в действующей редакции статьи 22 Закона о социальной защите инвалидов предусмотреть альтернативную возможность оказания помощи лицам, получившим инвалидность в результате трудового увечья или профессионального заболевания, в случае невозможности исполнения предусмотренных обязательств работодателем.

Таким образом, в октябре 2021 года были внесены дополнения в статьи 20 и 22 Закона РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», предусматривающие предоставление через портал социальных услуг санаторно-курортного лечения инвалида, протезно-ортопедической помощи, технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения инвалида. Данные нововведения действуют в отношении лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание по вине работодателя, если в отношении работодателя вступило в силу решение суда о признании его банкротом или прекращении его деятельности (индивидуального предпринимателя или ликвидации юридического лица).

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/361052?lang=ru

Глава государства принял председателя Счетного комитета Наталью Годунову

Президенту было доложено об основных итогах работы высшего органа аудита за I квартал 2022 года, а также о ходе исполнения поручений, озвученных в Послании «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации».

Всего за отчетный период проведено 3 аудиторских мероприятия на 14 объектах с охватом более 345 млрд тенге бюджетных средств, при этом выявлены нарушения на сумму 30 млрд тенге. Также был проведен промежуточный аудит Государственной программы «Цифровой Казахстан».

Глава государства дал поручение по реформированию Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде», который на сегодняшний день не является достаточно эффективным.

Касым-Жомарт Токаев также заслушал предложения Натальи Годуновой, касающиеся реализации его поручения по преобразованию Счетного комитета в Высшую аудиторскую палату.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/357510?lang=ru

Внесено дополнение в Налоговый кодекс в части требований к имуществу, предоставляемому в залог

В мае 2020 года Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета был проведен государственный аудит эффективности налогового и таможенного администрирования, по результатам которого установлено отсутствие в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» требований к имуществу, предоставляемому в залог, стоимость, которого должна учитывать изменения рыночной стоимости на период рассрочки исполнения налогового обязательства.

Во исполнение рекомендации Счетного комитета, Законом Республики Казахстан от 20 декабря 2021 года № 85-VII ЗРК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» внесено соответствующее дополнение к пункту 1 статьи 51 Налогового кодекса.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/355951?lang=ru