Қаз   Рус  Eng

Делегация Высшей аудиторской палаты приняла участие в Первом заседании проектной группы ЕВРОСАИ по устойчивости и готовности

Делегация Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан (ВАП РК) приняла участие в Первом заседании проектной группы ЕВРОСАИ* по устойчивости и готовности, организатором которого выступил Офис национального аудита Чешской Республики.

Проектная группа создана для достижения целей, обмена подходами к аудиту для определения насколько эффективно правительство отреагировало на фактические негативные события, и как они применили этот опыт. Разработка механизма, позволяющего высший орган аудита проводить аудит устойчивости и готовности.

В рамках мероприятия представители Высшей аудиторской палаты приняли участие в обсуждении вопросов выявления рисков и управления ими, а также принятия ответных мер на негативные события.

На заседании член ВАП РК Тлеген Каскин выступил с докладом на тему «Совершенствование государственного аудита в кризисные времена: Опыт высшего органа аудита Казахстана», в котором рассказал о необходимости наращивания потенциала в ИТ-сфере для создания условий проведения электронного аудита с использованием Единой базы данных по государственному аудиту и финансовому контролю. Кроме того, была отмечена важность использования аналитических инструментов, таких как математические методы анализа, большие данные (big data) для прогнозирования и оценки кризисных ситуаций и готовности уполномоченных органов к ним.

Пресс-служба Высшей аудиторской палаты

*** Европейская организация высших органов аудита (ЕВРОСАИ) является одной из региональных организаций ИНТОСАИ (Международной организации высших органов аудита), которая объединяет в своих рядах высшие органы аудита (далее – ВОА*) 195 стран в качестве полноправных членов, 5 - в качестве ассоциированных членов и 1 - в качестве аффилированного члена. ИНТОСАИ имеет ранг организации, поддерживающей деятельность Организации Объединенных Наций.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/696273?lang=ru 

010224

Акиматом области Ұлытау приняты меры по Предписанию Высшей аудиторской палаты

В 2023 году проведен государственный аудит эффективности деятельности Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан и его подведомственных организаций по отдельным направлениям.

В ходе аудита установлено, что местным исполнительным органом не разработан План мероприятий по охране окружающей среды, разработка которого предусмотрена статьей 29 Экологического кодекса, в соответствии с которым планируются к проведению ряд мероприятий, в том числе по улучшению состояния окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, совершенствованию методов и технологий, направленных на охрану окружающей среды, пропаганде экологических знаний, экологическому образованию и просвещению, формированию и наполнению информационных систем в области охраны окружающей среды и другие.

В этой связи, Акимату области Ұлытау направлено Предписание о необходимости принятия мер по разработке соответствующего Плана мероприятий.

В целях исполнения Предписания, Акиматом области разработан и решением областного маслихата в октябре 2023 года утвержден План мероприятий по охране окружающей среды на 2023-2025 годы.

Пресс-служба Высшей аудиторской палаты

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/694804?lang=ru 

Высшая аудиторская палата Республики Казахстан и Счетная палата Азербайджанской Республики подписали План мероприятий по усилению сотрудничества

Председатель Высшей аудиторской палаты Казахстана Наталья Годунова и Председатель Счетной палаты Азербайджана Вюгар Гульмаммедов в ходе двусторонней встречи посредством видеоконференцсвязи подписали План мероприятий по усилению сотрудничества на 2024-2026 годы в рамках реализации Комплексной программы развития сотрудничества между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой.

Планом предусмотрены мероприятия, направленные на взаимный обмен опытом и знаниями в области государственного аудита.

На встрече Председатель Высшей аудиторской палаты Наталья Годунова отметила, что высшие органы аудита Казахстана и Азербайджана связывают крепкие дружественные отношения как в двустороннем, так и многостороннем форматах.

«Подписание Плана мероприятий по усилению сотрудничества между нашими высшими органами аудита в реализацию Комплексной программы развития сотрудничества между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой, а также в дальнейшем обновленного Меморандума о сотрудничестве придадут новый вектор для развития плодотворного сотрудничества ВОА Казахстана и Азербайджана во благо наших государств» - сказала Н. Годунова.

В свою очередь, Председатель Счетной палаты Азербайджана Вюгар Гульмаммедов подчеркнул: «Сотрудничество Счетной палаты Азербайджанской палаты и Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан неизменно остается на самом высоком уровне. Однако, современные реалии обусловливают необходимость укрепления взаимодействия между нашими странами, в том числе и в сфере совершенствования государственного аудита».

По итогам мероприятия высшие органы аудита обеих стран выразили уверенность в дальнейшем конструктивном взаимодействии.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/685851?lang=ru 

150124

Высшая аудиторская палата отчиталась перед Мажилисом об анализе эффективности управления водными ресурсами

На пленарном заседании Мажилиса Председатель Высшей аудиторской палаты Наталья Годунова отчиталась перед депутатами об анализе эффективности управления водными ресурсами по итогам отдельных аудиторских мероприятий. Согласно оценке ВАП, эффективность управления водной сферой остаётся крайне низкой, с чем и связаны её основные проблемы.

– Наблюдается высокий износ, в отдельных случаях – даже аварийное состояние водохозяйственной инфраструктуры. Применяются технологически устаревшие системы орошения. В неудовлетворительном и аварийном состоянии находится более 25% гидротехнических сооружений. Несмотря на это, продолжается проектирование и строительство каналов по устаревшим технологиям. По этим причинам потери воды составляют 50% от объёма водозабора, – проинформировала Наталья Годунова.

Аудитами ВАП также выявлены проблемы обеспечения централизованным водоснабжением, несовершенства тарифной политики, дефицита квалифицированных кадров и оттока технических специалистов, частичной неэффективности реализации проектов в рамках международных займов. Особо в отчёте выделяются отсутствие программного документа и несовершенство нормативно-правовой базы развития водной отрасли. Как отметила Наталья Годунова, не смотря на поручение Президента, до сих пор не приняты Концепция управления водными ресурсами и новый Водный кодекс.

– Это два основополагающих документа. Их отсутствие порождает ситуацию, когда вместо системного целенаправленного развития отрасли, мы вынужденно «латаем дыры» и в инфраструктуре водного хозяйства, и в решении таких системных вопросов, как кадры, внедрение новых водосберегающих технологий, тарифы и так далее, – подчеркнула председатель ВАП.

Председатель Мажилиса Ерлан Кошанов также обратил внимание участников пленарного заседания на эту проблему. Поручение о разработке Водного кодекса Президент дал ещё два года назад, однако проект документа до сих пор не представлен в Мажилис.

– По нашей информации, проект документа совершенно не соответствует требованиям, предъявляемым Главой государства. Вопрос воды тесно связан с деятельностью ряда государственных органов. Однако мы не видим чёткой, комплексной позиции Правительства в решении проблемы дефицита воды. Важно правильно координировать работу между министерствами. Депутаты держат этот вопрос на особом контроле. Думаю, мы ещё к нему вернёмся, – отметил Ерлан Кошанов.

Проблемные моменты сферы в своих вопросах и выступлениях также обозначили депутаты. По итогам прений Мажилис постановил принять отчёт Высшей аудиторской палаты об анализе эффективности управления водными ресурсами к сведению.

Кроме того, сегодня депутаты ратифицировали Соглашение между правительствами Казахстана и Эстонии о реадмиссии лиц, подписанное 15 декабря 2022 года в Астане. Документ был представлен министром внутренних дел Ержаном Саденовым. По его информации, основная цель соглашения – укрепление сотрудничества между компетентными органами двух стран в вопросах реадмиссии и повышение эффективности противодействия незаконной миграции.

– Соглашение будет способствовать установлению быстрых и эффективных процедур идентификации и организации возвращения граждан Казахстана и Эстонии, а также граждан третьих стран и лиц без гражданства, которые не выполняют или перестали выполнять условия въезда, пребывания или проживания на территориях государств сторон, а также облегчит транзит таких лиц, – пояснила в содокладе член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Динара Наумова.

Мажилис также согласился с поправками Сената в Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения национальной безопасности и службы в специальных государственных органах РК».

Профильные комитеты приняли в работу новые законопроекты: по вопросам минимизации рисков при кредитовании и защиты прав заёмщиков, по вопросам противодействия коррупции.

В завершение пленарного заседания мажилисмены направили 8 депутатских запросов ответственным государственным органам по актуальным социальным и экономическим вопросам. Все они доступны на официальном сайте и Telegram-канале Мажилиса.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/675362?lang=ru 

221223

Выступление Председателя Высшей аудиторской палаты РК Годуновой Н.Н. на Пленарном заседании Мажилиса Парламента РК 20 декабря 2023 г. Тема: «Анализ эффективности управления водными ресурсами по итогам отдельных аудиторских мероприятий»

Кұрметтi Ерлан Жақанұлы!

Құрметтi депутаттар, қатысушылар!

Вопрос, вынесенный сегодня на обсуждение – один из самых важных.

Глава государства неоднократно акцентировал внимание на необходимости рационального использования и охране водных ресурсов.

Только на обеспечение централизованным водоснабжением за 2013-2022 годы направлено более триллиона тенге.

На сегодняшний день питьевой водой централизованно обеспечено 78% населенных пунктов.

С 2019 года на 78 тысяч гектаров увеличены площади орошаемого земледелия.

В тоже время эффективность управления водными ресурсами остается низкой.Это создает проблемы нехватки воды для сельскохозяйственнных нужд, обеспеченности централизованным водоснабжением людей, особенно, на селе.

В 2018 году Счетный комитет провел Аудит эффективности управления водными ресурсами и активами в сфере водного хозяйства.

В 2022 году по поручению Главы государства – Аудит реализации мер по обеспечению южного региона водными ресурсами.

И в этом году – Аудит эффективности финансово-хозяйственной деятельности РГП «Казводхоз» по использованию международных займов.

По информации ПРООН объем водных ресурсов в Казахстане к 2030 году может сократиться до 75 кубических километров в год.

Негативным фактором является наша водозависимость от соседних государств по трансграничным рекам. Внешний приток воды еще и сокращается.

При этом по сравнению с другими странами мы практически не используем водосберегающие технологии, или используем очень мало.

Потери воды на старых каналах и изношенных сетях колоссальные.

К примеру, в 2022 году потери воды только в сельском хозяйстве составили 5,2 кубических километра (45% от общего забора воды), а дефицит внешнего стока трансграничных рек – 0,8 кубических километров.

Сами можете оценить, насколько можно снять остроту проблемы трансграничного вододеления при повсеместном внедрении технологий водосбережения.

Аудитом 2022 года установлено, что в южном регионе водосберегающие технологии внедрены только на 68 тысячах гектаров или 5% от всей орошаемой площади. И даже это позволило сэкономить 0,2 кубических километра за год.

В рамках аудитов в Комитете по водным ресурсам (в составах МСХ и Минэкологии) и РГП «Казводхоз» охвачено порядка 68 млрд тенге бюджетных средств и 693 млрд тенге активов. Установлены 3 млрд 300 млн тенге финансовых нарушений, 56 млрд тенге неэффективного планирования и использования бюджетных и заемных средств, а также 2,5 млрд тенге экономических потерь и упущенной выгоды.

На сегодняшний день, возмещено и восстановлено в бюджет – 1 млрд 700 млн тенге (51%).

Наложены административные штрафы.В правоохранительные органы передано 4 материала. По одному - вынесен приговор суда в виде 5 лет лишения свободы.

Несмотря на значительные вливания бюджетных средств, все проблемы связаны с неэффективной организацией самой системы управления водными ресурсами.

Поэтому в соответствии с поручением Главы государства создано специальное Министерство водных ресурсов и ирригации, ведется работа по формированию Национальной гидрогеологической службы, а также начато реформирование ключевых водохозяйственных предприятий нашей страны.

Теперь о системных проблемах и недостатках управления водными ресурсами, выявленных аудитами ВАП.

ПЕРВОЕ. Высокий износ, в отдельных случаях - даже аварийное состояние водохозяйственных сооружений. Применение технологически устаревших систем орошения.

В неудовлетворительном и аварийном состоянии находится более 25 процентов гидротехнических сооружений.

Несмотря на это, продолжается проектирование и строительство каналов по устаревшим технологиям.

К примеру, проект по реконструкции 16 земляных каналов в Жамбылской области приостановлен по причине некачественного проектирования, а также в связи с размывом дна и откосов. Это повлекло корректировку и удорожание проекта. В результате 50 процентов выполненных работ на сумму 1,1 млрд тенге по сути «закопаны в землю».

По причине изношенности оросительных систем и применения старых строительных технологий потери воды составляют 50% от объема водозабора. В каналах с земляным руслом 40% просто уходит в землю. Еще 10% испаряется из-за жары и ветра.

Вопиющим фактом является то, что уполномоченный госорган - Комитет по водным ресурсам, принимал это как норму, и ежегодно согласовывал Казводхозу плановые (!) показатели потери воды от 40 до 70 процентов.

К примеру, 70% плановых потерь воды было согласовано филиалу РГП – Большой Алматинский канал имени Кунаева.

Еще один аспект. Несмотря на неготовность гидротехнических сооружений, с 2009 года Казводхоз реализует проект по разработке и внедрению Единой информационной автоматизированной системы управления водными ресурсами стоимостью 422 млн тенге. Но это в тех ценах. К этой системе планировалось подключить порядка 6 тысяч сооружений!

На момент проведения аудита (май 2023 года), то есть через 14 лет доля автоматизированных гидротехнических сооружений составила 2% или 118 объектов. Из них работающая информационная система имеется лишь в 47. То есть фактически автоматизировано менее 1%! А интеграции с самим Казводхозом пока нет вообще.

ВТОРОЕ. Проблемы обеспечения централизованным водоснабжением.

Вы помните, даже жители столицы летом этого года испытали на себе проблемы с водой. Недавние случаи в Атырау и Темиртау.

А что на селе? К примеру, аудитом ВАП установлено, что жители сел Талапкер и Кажымукан Акмолинской области при наличии построенных в 2021 году разводящих сетей до сих пор не имеют доступа к централизованному водоснабжению.

В Актюбинской области противоположная ситуация - выявлен факт реализации разными областными управлениями (Строительства и Энергетики и ЖКХ) двух проектов по подведению питьевого водоснабжения к одному населенному пункту – станции Жазык Хромтауского района.

Один из них подведен для завода по производству масла мощностью 350 кубометров воды в сутки, в том числе для населения – 150 кубометров в сутки.

А второй - для жителей этого же населенного пункта мощностью 71 кубометр в сутки.

При этом в Актюбинской области 48 населенных пунктов не обеспечены центральным водоснабжением.

ТРЕТЬЕ. Несовершенство тарифной политики.

Сегодня Казахстан занимает 11 место в мире по объему потребляемой воды на душу населения. Из 179 стран, включенных в мониторинг Global Water Use.

Аналитики связывают это с низкими тарифами и отсутствием мотивации потребителей экономить воду.

Низкий тариф для Казводхоза на 2018-2023 годы, который был утвержден уполномоченным органом в два раза ниже заявленного, оказал, конечно, существенное влияние на ухудшение финансового состояния и накоплению убытков предприятия. Такая ситуация не позволяет не только инвестировать в строительство новой инфраструктуры, но и содержать в надлежащем состоянии имеющуюся, а также повышать зарплату производственным работникам, которые вынужденно уходят из отрасли.

Без пересмотра тарифов было уже невозможно.

Поэтому в ноябре текущего года утверждены новые тарифы на предстоящий пятилетний период. Конечно, ниже заявленных, но уже не в 2 раза, а на 30 процентов.

Это по информации уполномоченного госоргана позволит производить текущее погашение займов, хоть какие-то капитальные вложения и незначительно повысить оплату труда (на 25%).

Безусловно, непросто найти баланс интересов между предприятиями водной отрасли и потребителями. Но это надо делать именно сейчас – на этапе разработки Концепции развития водной отрасли и Комплексного плана, на этапе трансформации главных водохозяйственных предприятий – Казводхоза и Нуринского группового водопровода.

ЧЕТВЕРТОЕ. Дефицит квалифицированных кадров и отток технических специалистов.

Подготовка кадров для водной отрасли по действующей учебной программе не дает необходимого объема современных знаний. Кроме того, не хватает специалистов в области проектирования и эксплуатации гидротехнических сооружений - инженеров-гидротехников, инженеров-гидромелиораторов.

В новом Министерстве анализ фактической потребности в кадрах пока отсутствует. Так же как до этого в Минэкологии и МСХ.

По устной информации дефицит в отрасли составляет порядка 500 квалифицированных специалистов. Но сколько в каком регионе никто не знает.

Только после госаудита 2018 года началась работа по открытию специальности «Водное хозяйство» и с 2020 года стали готовить кадры по инженерному и строительному профилю в этой области. Поэтому выпускников по данной специальности пока нет.

По специальности «Водные ресурсы и водопользование» в области сельского хозяйства из подготовленных в 2018-2022 годах 1 300 выпускников по профилю пошли работать 80 процентов. Поскольку еще одной причиной острого дефицита кадров является низкая заработная плата (в среднем – 172 тысячи тенге). Более 90% уволенных работников составляет производственный персонал.

В 2024 году по двум специальностям ожидается выпуск 156 специалистов. Это позволит обеспечить потребность в кадрах водной отрасли на 30 процентов.

ПЯТОЕ. Не всегда эффективная реализация проектов международных займов.

В рамках займов Европейского Банка Реконструкции и развития и Исламского Банка Развития Казводхозу с 2017 года финансируется 61 проект на сумму 317 миллионов долларов.

На момент проведения аудита ВАП установлено, что за 5 лет реализации было сдано лишь 18 проектов, на стадии реализации – 37, по 6 проектам работы даже не начинались.

Причины те же – некачественное проектирование и недобросовестные подрядчики.

Затягивание сроков реализации проектов привело к накоплению на счете Казводхоза 6,5 миллиардов тенге. И бюджет заплатил за их резервирование дополнительно 1,7 миллиардов тенге.

Кроме того, есть риски увеличения принятых обязательств в случае снижения курса национальной валюты, поскольку займы в долларах.

Уважаемые депутаты!

Также аудитом установлено, что приобретенное оборудование и построенная инфраструктура в рамках 8 проектов займов ЕБРР на сумму свыше 3 млрд тенге не используются по назначению. В результате, около 4 тысяч гектаров планируемых орошаемых земель не введены в сельхозоборот.

Еще один пример нецелевого использования одного из займов ЕБРР – это реализация проекта «Развитие объектов инфраструктуры зеленой зоны г.Актобе путем строительства водовода с Актюбинского водохранилища в русло р.Сазды» на 1,5 миллиарда тенге.

Данный займ был запланирован на восстановление оросительной инфраструктуры, а фактически использован под благоустройство парковой зоны.

Создание парков, конечно, нужно. Но, наверное, не за счет валютных займов.

Всего по результатам аудиторских мероприятий ВАП Правительству и уполномоченным госорганам даны 91 поручение и рекомендации, направленные на повышение эффективности управления водной отраслью. Исполнены – 41, на исполнении – 50.

В рамках исполненных - проведена паспортизация 4703 водохозяйственных сооружений республиканской собственности, инвентаризация земель водного фонда, приняты Правила выполнения многофакторного обследования гидротехнических сооружений.

Проблемой остаются 2256 безхозяйных самоизливающихся гидрогеологических скважин.

С 2010 по 2020 годы мероприятия по их ликвидации не проводились совсем. Только после аудита Счетного комитета с 2021 по 2023 годы разработана ПСД на ликвидацию 105 скважин.При этом по итогам текущего года завершаются работы лишь по 83 скважинам. Это меньше 4%.

Вообще нет Методики расчета уровня физического износа гидротехнических сооружений. Специалисты Казводхоза износ определяют визуально (!). Это может привести к неправильному определению очередности ремонта объектов, в том числе и предаварийных.

И ПОСЛЕДНЕЕ. Но, наверное, самое важное. Отсутствие программного документа и несовершенство нормативно-правовой базы развития водной отрасли.

Утверждение Концепции управления водными ресурсами на 2023-2029 годы затянулось.

Теперь уже разработан проект Концепции на 2024-2030 годы. На заседании Водного совета при Правительстве 8 декабря текущего года презентован проект соответствующего Комплексного плана.

Аналогичная ситуация и по новому Водному кодексу, который, несмотря на поручение Главы государства от февраля 2022 года, до настоящего времени не принят.

Это два основополагающих документа. Их отсутствие порождает ситуацию, когда вместо системного целенаправленного развития отрасли, мы вынужденно «латаем дыры» и в инфраструктуре водного хозяйства, и в решении таких системных вопросов, как кадры, внедрение новых водосберегающих технологий, тарифы и так далее.

Уважаемые депутаты, коллеги!

В сентябре текущего года в своем очередном Послании Президент выделил в числе приоритетных направлений дальнейшее развитие водной отрасли Казахстана.

Рассчитываем, что с созданием Министерства водных ресурсов и ирригации перечисленные вопросы будут решаться и быстрее, и эффективнее. Особенно принимая во внимание, что многие из них являются организационными или правовыми (на уровне подзаконных правовых актов), то есть не требуют финансирования.

Все неисполненные предписания Счетного комитета и ВАП по проведенным в этой сфере аудитам остаются у нас на контроле.

Благодарим депутатов за пристальное рассмотрение Отчета ВАП и просим его утвердить.

Баяндама аяқталды! Назарларыңызға рақмет!

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/674273?lang=ru 

Лекция Председателя Высшей аудиторской палаты

12 декабря в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева, (ЕНУ) перед студентами с лекцией на тему: «О задачах государственного аудита», выступила Председатель Высшей аудиторской палаты (ВАП) Республики Казахстан, доктор PhD Наталья Годунова.

Напомнив, что в ноябре 2022 года Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета был преобразован в Высшую аудиторскую палату (ВАП), Наталья Годунова подробно остановилась на деятельности высшего органа аудита, рассказав для чего нужен государственный аудит, что он выявляет, каков эффект от принятых мер.

В качестве примера были приведены итоги аудита в сфере водных и земельных ресурсов, где в результате исполнения рекомендаций и поручений, были внесены поправки в Водный кодекс и иное законодательство, принимаются меры по применению передовых водосберегающих технологий орошения, начато внедрение автоматизированной системы учета воды, проводится работа по инвентаризации земельного фонда, урегулирован порядок формирования земельного баланса, разработан механизм проведения инвентаризации земель и многое другое.

Наталья Годунова рассказала о правовых актах, направленных на функционирование внешнего государственного аудита. Подробно остановилась на аспектах, от которых зависит результативность системы госаудита и поделилась достигнутыми результатами развития системы госаудита. В частности, с 2018 года реализуется Закон «О государственном аудите и финансовом контроле» и деятельность органов внешнего государственного аудита переведена с операционного контроля на аудит эффективности. Осуществлен переход на международные стандарты, (внедрены 76 из 78 стандартов ISSAI). На данном этапе, все государственные аудиторы ВАП обучены по СIPFA* и имеют международные сертификаты.

Кроме того, глава ВАП акцентировала внимание слушателей на выявлении и решении системных проблем. Так, за 5 лет (2018-2023г.г.) правительству было дано 422 рекомендации по совершенствованию законодательства и государственного управления, внесены 174 поправки в 166 нормативных правовых актов.

По словам Натальи Годуновой, огромный объем данных, генерируемых с использованием новых технологий, и их неиспользованный потенциал обуславливают необходимость цифровизации и переход на Е-аудит. Интеграция с системами и базами данных центральных государственных органов и квазигоссектора позволит снизить административную нагрузку на объекты аудита и существенно сократит сроки аудита.

Лекция главы высшего органа аудита вызвала живой интерес у студентов, профессоров и преподавателей ЕНУ. Студенты вуза, особенно профильных факультетов, были рады возможности задать вопросы. В частности, их интересовали финансовые нарушения объектами аудита, взаимодействие ВАП с Парламентом, вопросы эффективности государственных проектов, и, конечно, возможность выпускников факультета «Государственный аудит» ЕНУ попасть в ряды государственных служащих высшего органа аудита Казахстана.

Как заверила Наталья Годунова, если до нынешнего времени был необходим соответствующий стаж работы, то сейчас, после внесения изменений в квалификационные требования, выпускники, пройдя необходимый конкурс, смогут приступить к работе сразу после окончания вуза.

СIPFA* - Сертифицированный институт государственных финансов и бухгалтерского учета Великобритании

Пресс-служба Высшей аудиторской палаты

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/670333?lang=ru 

1312233

Состоялась встреча Высшей аудиторской палаты с командой Всемирного банка

Состоялась встреча Члена Высшей аудиторской палаты (ВАП) Нурлана Нуржанова с командой Всемирного банка по поддержке совершенствования реформ государственного управления в Казахстане, которую возглавил руководитель практики по вопросам управления в Европе и Центральной Азии г-н Адриан Фоззард.

На встрече были обсуждены потенциальные направления для сотрудничества между ВАП и Всемирным банком в среднесрочном периоде, а также задания в рамках Программы совместных экономических исследований на 2024 финансовый год.

«Мы заинтересованы во внедрении в своей деятельности прогрессивных, инновационных методов и практик проведения государственного аудита, информационных технологий, инструментов искусственного интеллекта, таких как анализ больших данных, предиктивный анализ, эконометрические методы. Поэтому для нас важна техническая и экспертная помощь Всемирного банка в осуществлении исследований и организации ознакомительных мероприятий, с целью изучения практического опыта передовых стран в данном вопросе.» - отметил Нурлан Нуржанов.

В завершение стороны подтвердили взаимную заинтересованность в продолжении плодотворного сотрудничества.

Пресс-служба Высшей аудиторской палаты

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/667024?lang=ru 

071223

Состоялось совместное заседание высших органов финансового контроля (аудита) государств-членов Евразийского экономического союза

28 ноября 2023 года состоялось совместное заседание высших органов финансового контроля (аудита) государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В заседании, проведенном в г. Москве (Российская Федерация), приняли участие руководители и представители Аудиторской палаты Республики Армения, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан, Счетной палаты Кыргызской Республики и Счетной палаты Российской Федерации.

Подведены итоги совместной проверки соблюдения в 2022 году уполномоченными органами пяти государств Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов ЕАЭС.

Отмечено, что в 2022 году уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС, в целом, обеспечено соблюдение порядка распределения ввозных таможенных пошлин между бюджетами пяти государств.

Общая сумма ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджеты пяти государств-членов ЕАЭС за 2022 год, составила 10,3 млрд долл. США уменьшившись по сравнению с 2021 годом (13,5 млрд долл. США) на 3,2 млрд долл. США или на 23,7 %.

По итогам совместного заседания принято решение утвердить Отчет об итогах совместной проверки, содержащий ряд рекомендаций, направленных на обеспечение полного и своевременного исполнения обязательств Протокола, с учетом позиции Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан и направить его в правительства государств-членов ЕАЭС, а также в Евразийскую экономическую комиссию.

Пресс - служба Высшей аудиторской палаты

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/661586?lang=ru 

301123

Высшая аудиторская палата провела очередное заседание Национальной комиссии по сертификации

В Высшей аудиторской палате (ВАП) проведено очередное заседание Национальной комиссии по сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора.

На заседании приняли участие 24 кандидата из числа работников ВАП, Ревизионных комиссий, центральных и местных исполнительных государственных органов, а также иных организаций и физических лиц.

По итогам заседания присвоена квалификация государственного аудитора - 9 кандидатам, квалификация государственного аудитора высшей категории 7 кандидатам. Отказано в присвоении квалификации государственного аудитора - 3 кандидатам, в присвоении квалификации государственного аудитора высшей категории – 5 кандидатам.

Пресс-служба Высшей аудиторской палаты

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/656867?lang=ru 

Высшая аудиторская палата отметила 30-летие национальной валюты

Высшей аудиторской палатой (ВАП)15 ноября 2023 года проведено торжественное собрание, посвященное Дню национальной валюты Республики Казахстан.

Как и государственный флаг, герб и гимн одним из символов независимости и суверенитета является наличие собственной национальной валюты – основы денежной системы государства. 15 ноября 1993 года в обращение вышла национальная валюта Республики Казахстан - тенге. Это дата вписана золотыми буквами в историю независимого Казахстана. Введение собственного тенге в стране привело к созданию национальной рыночной инфраструктуры, реализации собственной финансово-кредитной и бюджетно-налоговой политики и эффективной политэкономической стабильности в первые годы реформ.

Открывая торжественное мероприятие, председатель ВАП Наталья Годунова поздравила коллектив с таким знаменательным событием, и рассказала об истории создания национальной валюты. По ее словам, была проделана колоссальная работа по введению национальной валюты Казахстана. Введение тенге было сложнейшей операцией, и подготовка к ней началась еще в 1991 году. Дизайн разрабатывался за очень короткий срок. К примеру, если английский фунт рисовали шесть лет, то казахстанским специалистам было отведено на работу всего полгода. К ответственной работе, которая проводилась в условиях строжайшей секретности, подключали талантливых дизайнеров.

«Сегодня, как и 30 лет назад наша национальная валюта является важнейшим атрибутом экономической независимости республики. На международной арене наша валюта неоднократно признавалась лучшей и занимает достойную позицию. Пусть тенге укрепляется, а наша страна процветает» - отметила глава высшего органа аудита Казахстана.

В рамках мероприятия также состоялась церемония награждения работников ВАП ведомственными наградами Министерства финансов «Отличник финансовой службы» и юбилейными медалями Национального банка Республики Казахстан, посвященных 30-летию введения в обращение национальной валюты Республики Казахстан «Тенге 30 лет».

Пресс-служба Высшей аудиторской палаты

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/653418?lang=ru 

151123