Қаз   Рус  Eng

11.02.2016

11 февраля 2016 года состоялось очередное заседание Счетного комитета

Подведены итоги государственного аудита по контролю за соблюдением требований Стандартов государственного финансового контроля в ревизионных комиссиях по Акмолинской, Карагандинской, Южно-Казахстанской областям и городу Астане.

Отмечено, что с момента образования в 2011 году ревизионных комиссий областей, городов Астаны и Алматы проделана большая работа по повышению эффективности их деятельности и усилению роли в системе государственного управления. Несмотря на небольшой срок функционирования, ревизионные комиссии сформировались как полноценные независимые органы внешнего государственного аудита и финансового контроля на местах и деятельность их результативна. В то же время, аудит показал, что в работе ревизионных комиссий имеются отдельные недостатки.

В частности, ревизионными комиссиями указанных регионов допущен ряд нарушений Стандартов государственного финансового контроля и Правил проведения внешнего государственного финансового контроля.

Установлены факты неполного отражения в актах контроля вопросов, предусмотренных рабочими планами контролеров, ненадлежащего оформления либо отсутствия документов, подтверждающих выявленные нарушения и недостатки, нарушения порядка ознакомления объекта с актом контроля.

Ревизионными комиссиями по Акмолинской, Карагандинской областям и городу Астане вместный исполнительный орган, уполномоченный орган по государственному планированию итоги оценки программ развития территории и стратегических планов местных исполнительных органовне направлялись.

Ревизионной комиссией по Акмолинской области при проведении контроля эффективности комплексный анализ влияния деятельности государственного органа и субъектов квазигосударственного сектора на развитие экономики, социальной сферы, других сфер государственного управления не проводился.

В нарушение Стандарта «Доказательство» Ревизионной комиссией по городу Астане в ряде случаев документы, подтверждающие изложенные нарушения, к акту контроля не прилагались.

Ревизионной комиссией по Южно-Казахстанской области в отдельных случаях составлялись экспертные заключения о необходимости возбуждения административного производства по фактам нарушений, ответственность за которые законодательством об административных правонарушениях не предусмотрена.

Принятыми мерами13 должностных лиц ревизионных комиссий указанных регионов за допущенные нарушения требований Стандартов и Правил привлечены к дисциплинарной ответственности.

Отмечено, что контроль за соблюдением требований Стандартов в ревизионных комиссиях проводится Счетным комитетом в целях совершенствования их деятельности и повышения эффективности работы, предупреждения нарушений и недостатков при проведении ими государственного аудита и финансового контроля.

По итогам заседания Счетным комитетом ревизионным комиссиям по Акмолинской, Карагандинской, Южно-Казахстанской областям и городу Астане рекомендовано принять меры по неукоснительному соблюдению требований законодательства в сфере государственного аудита и финансового контроля.

Пресс-служба Счетного комитета

05.02.2016

5 февраля текущего года под председательством Председателя Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина состоялось очередное заседание Научно-методологического совета Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Обсужденывопросы исследований, запланированных Счетным комитетом для проведения РГП «Центр по исследованию финансовых нарушений» в текущем году.

Рассмотрены предложения по актуализации исследований, запланированных на 2017-2019 годы. Отмечено, что полученные результаты будут использованы при разработке нормативных правовых актов в реализацию Закона «О государственном аудите и финансовом контроле».

Председатель Счетного комитета подчеркнул, что в настоящее время проводится масштабная работа по правовому регулированию и методологическому обеспечению системы государственного аудита.

«Все исследования должны носить прикладной характер и в полной мере отвечать задачам, поставленным перед Счетным комитетом в условиях перехода на государственный аудит», - заключил К.Джанбурчин.

Пресс-служба Счетного комитета

24.12.2015

24 декабря 2015 года состоялось очередное заседание Счетного комитета

Подведены итоги контроля эффективности использования средств республиканского бюджета, выделенных Комитету по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

Отмечено, что Комитетом и местными исполнительными органами при использовании средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию государственной политики в области архитектуры, градостроительства, строительства, жилищных отношений и коммунального хозяйства допущен ряд нарушений и недостатков.

Несмотря на значительные бюджетные средства, выделяемые местным исполнительным органам на строительство жилья, объемы ввода его в эксплуатацию в регионах ежегодно снижаются, а количество лиц, претендующих на получение жилья из коммунального жилищного фонда, за период с 2012 по 2015 год увеличилось в 2 раза.

Средний износ электрических сетей по республике составляет 73%, тепловых – 63 %, газовых – 40%. Тепловые потери достигают в некоторых регионах 36 %, что приводит к увеличению бюджетных затрат на содержание тепловых сетей.

Без бюджетных заявок, а также обязательных обоснований и расчетов в 2014-2015 годах из республиканского бюджета ряду регионов на строительство коммунального жилья и инженерно-коммуникационной инфраструктуры выделены целевые трансферты на сумму 7 988,4 млн. тенге.
В 1-м полугодии 2015 года, несмотря на недостижение в 2014 году прямых результатов соглашений по целевым трансфертам, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Мангистауской, Северо-Казахстанской областям на развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры и коммунального жилищного фонда выделено 3 515,2 млн. тенге.

В Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях по причине необеспечения софинансирования из местного бюджета на общую сумму 831,2 млн. тенге, допущен срыв сроков реализации ряда инвестиционных проектов по строительству жилья и инженерных сетей.

В г.Уштобе Каратальского района Алматинской области канализационные сети, на реконструкцию и строительство которых израсходованы бюджетные средства на сумму 775,2 млн.тенге, не эксплуатируются.

При реализации бюджетных инвестиционных проектов в Акмолинской, Алматинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областях и городе Астане допущены нарушения законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
В частности, строительно-монтажные работы на сумму 24 988,1 млн. тенге проведены без уведомления органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, на сумму 1 940,9 млн. тенге – без сопровождения технического и авторского надзоров.
Установлены факты необоснованной оплаты невыполненных объемов работ и непоставленного оборудования на сумму 1 317,9 млн. тенге.
Общая сумма выявленных нарушений бюджетного и иного законодательства составила 64 686,0 млн.тенге, неэффективно использованных средств – 43 094,6 млн. тенге.

В ходе контроля обеспечено исполнение подрядчиками договорных обязательств по проведению строительно-монтажных работ и восстановление по бухгалтерскому учету на общую сумму 5 303,9 млн. тенге, возмещено в бюджет 71 млн. тенге. К административной ответственности привлечены шесть должностных лиц, к дисциплинарной – два.

По итогам заседания даны соответствующие рекомендации Правительству. Комитету по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами, акимам Акмолинской, Алматинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областей и города Астаны поручено принять меры по устранению выявленных нарушений,рассмотретьответственностьдолжностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства,а также дан ряд других поручений.

Отдельные материалы контроля будут направлены в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений.

Пресс-служба Счетного комитета

15.12.2015

Состоялось торжественное собрание коллектива Счетного комитета, посвященное Дню Независимости Республики Казахстан

На торжественном собрании Председатель Счетного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин поздравил коллектив с Днем Независимости Казахстана.

К. Джанбурчин отметил, что главный государственный праздник мы отмечаем с чувством законной гордости за те впечатляющие достижения, которых добился Казахстан за прошедший период благодаря последовательным реформам, проводимым Лидером нации Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.

«В стране произошли значительные крупномасштабные преобразования. Сегодня мы живем в другом государстве, независимость принесла нам новый качественный уровень жизни, благосостояния граждан, признание Казахстана на мировой арене», – добавил Председатель Счетного комитета.

В ходе торжественного мероприятия вручены государственные и ведомственные награды.

За заслуги в государственной и общественной деятельности, значительный вклад в социально-экономическое и культурное развитие страны, укрепление дружбы и сотрудничества между народами орденом «Парасат» награжден член Счетного комитета Серик Нугербеков, орденом «Құрмет»–член Счетного комитета Айгуль Мухаметкарим, медалью «Ерен еңбегі үшін» – заведующая Отделом методологии и внешних связей Майра Дагарова.

За высокие достижения, способствующие укреплению роли высшего органа государственного финансового контроля, активную деятельность в предупреждении, пресечении и выявлении финансовых нарушений, укреплении бюджетной дисциплины ряду работников Счетного комитета и РГП «Центр по исследованию финансовых нарушений» вручены медали «Қаржы сақшысы», почетные грамоты и благодарственные письма Председателя Счетного комитета.

Пресс-служба Счетного комитета

14.12.2015

В Счетном комитете состоялась встреча с представителями Евразийской экономической комиссии

В ходе встречи рассмотрен проект Соглашения о проведении совместных контрольных мероприятий по вопросам соблюдения порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Обсуждены предложения уполномоченных органов стран-участниц ЕАЭС по организации и проведению совместных контрольных мероприятий по данному вопросу, утверждению программы мероприятия, оформлению его результатов, устранению выявленных нарушений и реализации предложений по его итогам.

В завершение встречи стороны выразили надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество по вопросам совершенствования процедур проведения совместных контрольных мероприятий высших органов финансового контроля стран-участниц ЕАЭС.

Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. Функционирует со 2 февраля 2012 года. Основное назначении комиссии – обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

Пресс-служба Счетного комитета

10.12.2015

10 декабря текущего года состоялось очередное заседание Счетного комитета

Подведены итоги контроля эффективности использования средств республиканского бюджета, выделенных на развитие водного хозяйства.

Отмечено, что Комитетом по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства при использовании бюджетных средств, выделяемых на строительство и реконструкцию водохозяйственных объектов, допущен ряд серьезных нарушений и недостатков.

В связи с передачей Комитетом функций заказчика подведомственной организации (РГП «Казводхоз») контроль за выполнением и приемкой работ по строительству и капитальному ремонту водохозяйственных объектов Комитетом практически не осуществлялся.

Несмотря на достаточный объем выделяемых бюджетных средств, допущен срыв сроков реализации 28 инвестиционных проектов, продлевавшихся на 6-48 месяцев из-за несвоевременного исполнения подрядчиками договорных обязательств. Меры по взиманию неустойки за невыполненные работы в отдельных случаях не принимались.

Реализация ряда бюджетных инвестиционных проектов осуществлена при отсутствии разрешения уполномоченного органа на производство строительно-монтажных работ. Выявлены факты проведения строительных работ без сопровождения авторского и технического надзора, оплаты не выполненных и некачественно выполненных работ.

Принятый в эксплуатацию в декабре 2014 года объект «Объединенный гидроузел «Достык» на реке Хоргос с подключением магистральных каналов в Панфиловском районе Алматинской области. Гидроэлектростанция в конце магистрального канала подключения» стоимостью 1173,5 млн.тенге по причине некачественного проектирования, не функционирует.

Комитетом в 2014-2015 годах заключены договоры с РГП «Казводхоз» на строительство и капитальный ремонт объектов водохозяйственной системы без применения норм законодательства о государственных закупках на сумму 7,6 млрд.тенге. Выбор субподрядных организаций, поставщиков оборудования и материалов РГП «Казводхоз» также осуществлялся вне конкурсных процедур. Установлен факт заключения Комитетом договора с подрядной организацией, признанной судом недобросовестным участником государственных закупок.

Отмечено, что в Комитете бухгалтерский учет практически отсутствует. Функции бухгалтера были возложены на работника, не имеющего соответствующей квалификации. Выявлены факты сокрытия дебиторской и кредиторской задолженности на общую сумму 407,6 млн.тенге, искажения отчетной информации, занижения стоимости незавершенного строительства и основных средств на 12 790,0 млн. тенге.

В связи со слабой организацией работы юридической службы Комитета допущены факты неоднократной неявки в суд и несвоевременной подачи исков в отношении недобросовестных подрядчиков работ. В результате 19 исков Комитета оставлены судами без рассмотрения.

Общая сумма выявленных Счетным комитетом нарушений бюджетного и иного законодательства составила 73,1 млрд.тенге, неэффективно использованных средств – 3,1 млрд.тенге.

По итогам заседания Комитету по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства поручено принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих им, рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства, а также дан ряд других поручений.

Отдельные материалы контроля будут направлены в правоохранительные органы и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, для принятия процессуальных решений.

Пресс-служба Счетного комитета

09.12.2015

10 декабря текущего года состоится заседание Счетного комитета, на котором будут рассмотрены итоги контроля эффективности использования средств республиканского бюджета, выделенных на развитие водного хозяйства

В ходе заседания будут подведены итоги контрольных мероприятий, проведенных Счетным комитетом в Комитете по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства и в ряде его подведомственных организаций.

Для участия в заседании приглашены руководители и должностные лица объектов контроля, ответственные за использование бюджетных средств.

Пресс-служба Счетного комитета

03.12.2015

3 декабря текущего года состоялось очередное заседание Счетного комитета

В соответствии с повесткой дня рассмотрены 2 вопроса.

1.Подведены итоги контрольно-аналитического мероприятия эффективности использования средств, выделенных на развитие транспортной инфраструктуры.
Отмечено, что при использовании средств, выделенных на развитие транспортной инфраструктуры, допущенряд недостатков и нарушений, негативно повлиявших на качество и эффективность исполнения запланированных мероприятий.
Выявлены нарушения требований бюджетного законодательства, законодательства об архитектурной, строительной и градостроительной деятельности.
Отмечены риски несвоевременного завершения в 2016 году строительства международного транзитного коридора «Западная Европа-Западный Китай», неоднократно продлевавшегося и продолжающегося уже свыше шести лет.
Несмотря на увеличение стоимости контрактов на проведение строительных работ по отдельным участкам данного проекта, корректировка проектно-сметной документации не осуществлена. В результате итоговая стоимость контрактов превысила первоначальную на сумму более 22 млрд.тенге.
Реализация проекта «Реконструкция автодороги «Алматы-Кордай-Благовещенка-Мерке-Ташкент-Термез км 483-536» на сумму свыше 11 млрд.тенге осуществлена без переутвержденной проектно-сметной документации.
Областными филиалами АО «НК «КазАвтоЖол» строительство и реконструкция автодорог на сумму 17,9 млрд.тенге произведены без уведомления органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, на сумму 569,8 млн.тенге – без сопровождения технического и авторского надзоров.
При реализации проекта «Новая транспортная система» в г.Астане ТОО «Астана LRT» за непоставленное оборудование ТОО «СК «Кулагер» выплачено 9,8 млрд.тенге, при этом, несмотря на расторжение договора, сумма дебиторской задолженности поставщиком не возмещена.
Общая сумма выявленных Счетным комитетом нарушений бюджетного и иного законодательства составила 199,4 млрд.тенге, неэффективно использованных средств – 5,7 млрд.тенге.
Три должностных лица региональных филиалов АО «НК «КазАвтоЖол» привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. В отношении четырех должностных лиц объектов контроля материалы переданы в уполномоченные органы для возбуждения административного производства.
По итогам заседания Счетным комитетом Комитету автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию и АО «НК «КазАвтоЖол» поручено принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих им, рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства, а также дан ряд других поручений.

2. Подведены итоги контроля эффективности использования бюджетных средств, выделенных Министерству культуры и спорта Республики Казахстан и его подведомственным организациям на реализацию отдельных бюджетных программ.
Отмечено некачественное планирование бюджетных средств, недостаточная эффективность реализации отдельных бюджетных программ, недостижение ряда целевых индикаторов и показателей, отсутствие должного контроля Министерства за использованием средств его подведомственными организациями.
Установлено, что в связи с отсутствием в 2013-2014 годах законодательно закрепленной компетенции, Министерством не разработан ряд необходимых нормативных правовых актов в сфере культуры, охраны и использования объектов историко-культурного наследия.
Так, не разработаны показатели обеспеченности населения библиотеками, музеями и культурно-досуговыми учреждениями, порядок учета и хранения музейных предметов и коллекций, планирования расходов на приобретение и создание произведений искусства, порядок реставрации и консервации памятников историко-культурного наследия, а также нормативы стоимости услуг на проведение научно-реставрационных и археологических работ.
Установлено, что Министерством в 2013-2015 годах без применения норм законодательства о государственных закупках необоснованно заключены договоры с АО «Казахфильм» на производство фильмов на общую сумму 5 824,1 млн. тенге.
В Правилах планирования производства национальных фильмов вопросы определения приоритетности финансирования фильмов, обоснования общестудийных расходов и затрат на рекламные мероприятия не регламентированы, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
В 2013-2014 годах Министерством подведомственным театрам и музеям выделены субсидии с превышением установленных размеров на сумму 1 739,6 млн. тенге. В 2015 году Национальному музею, не подлежащему субсидированию, необоснованно выделено 514,7 млн. тенге.
Необоснованное превышение на 7-11 лет Комитетом по делам спорта и физической культуры запланированных сроков строительства трех спортивных объектов привело к дополнительной нагрузке на республиканский бюджет в сумме 1 598,2 млн. тенге, затраченных на аренду спортивных сооружений и содержание девяти центров олимпийской подготовки.
Актуальной остается проблема дефицита высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. Около 30 % тренеров, осуществляющих подготовку спортсменов международного класса, не соответствуют установленным квалификационным требованиям.
Общая сумма выявленных Счетным комитетом нарушений бюджетного и иного законодательства составила 52 313,1 млн. тенге, неэффективно использованных средств – 1 832,2 млн. тенге.
По итогам заседания даны рекомендации Правительству. Министерству культуры и спорта поручено принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих им, рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства, а также дан ряд других поручений.

Пресс-служба Счетного комитета

02.12.2015

3 декабря текущего года состоится заседание Счетного комитета, на котором будут рассмотрены итоги контрольно-аналитического мероприятия эффективности использования средств, выделенных на развитие транспортной инфраструктуры, а также контроля эффективности использования бюджетных средств, выделенных Министерству культуры и спорта на реализацию отдельных бюджетных программ

В ходе заседания будут подведены итоги контрольных мероприятий, проведенных Счетным комитетом в Комитете автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию, Министерстве культуры и спорта и в ряде его подведомственных учреждений.

Для участия в заседании приглашены руководители и должностные лица объектов контроля, ответственные за использование бюджетных средств.

Пресс-служба Счетного комитета

20.11.2015

Заседание Научно-методологического совета Счетного комитета

20 ноября текущего года состоялось очередное заседание Научно-методологического совета Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Рассмотрены отчеты РГП «Центр по исследованию финансовых нарушений» Счетного комитета о проведенных в рамках государственного задания исследованиях на 2015 год.

Отмечено, что согласно принятому Закону «О государственном аудите и финансовом контроле», Счетный комитет наделен функциями по проведению аудита соответствия и консолидированной финансовой отчетности администраторов бюджетных программ.

В этой связи, РГП «Центр по исследованию финансовых нарушений» подготовлены соответствующие исследования, в рамках которых изучена передовая международная практика планирования и проведения данных типов аудита в целях использования полученных результатов для разрабатываемой методологической базы, необходимой для перехода на государственный аудит.

По итогам заседания принято решение о необходимости доработки представленных отчетов с учетом высказанных замечаний и предложений.

Пресс-служба Счетного комитета