Қаз   Рус  Eng

20.05.2016

Счетным комитетом организовано участие работников ревизионных комиссий по Актюбинской и Карагандинской областям в учебной программе по вопросам проведения экологического аудита в г.Тегеране (Исламская Республика Иран)

Учебная программа проведена специалистами Высшего суда аудита Ирана в рамках взаимодействия высших органов государственного аудита стран-членов Организации экономического сотрудничества (ЭКОСАИ).

В учебной программе приняли участие аудиторы внешних органов государственного аудита Азербайджана, Афганистана, Казахстана, Пакистана, Таджикистана, Турции, Узбекистана.

В ходе обучения изучены теоретические принципы и практические аспекты проведения экологического аудита. Особое внимание уделено вопросам разработки рекомендаций и предложений по итогам проведения данного вида аудита. Подробно рассмотрены основные этапы проведения аудита водных ресурсов, обработки отходов, многосторонних соглашений по охране окружающей среды.
Кроме того, участники поделились опытом проведения экологического аудита в своих странах.

ЭКОСАИ – региональный форум высших органов государственного аудита Южной и Центральной Азии, образованный в 1994 году, направленный на развитие государственного аудита через осуществление обмена опытом, проведение семинаров, конференций, учебных и тренинговых программ.
Высший суд аудита Исламской Республики Иран – высший орган государственного аудита Ирана. Является членом Правления ЭКОСАИ.

Справочно:

В соответствии с Законом «О государственном аудите и финансовом контроле», Счетный комитет организует переподготовку и повышение квалификации работников органов государственного аудита и финансового контроля.

Пресс-служба Счетного комитета

19.05.2016

Сегодня в Мажилисе Правительство и Счетный комитет презентовали парламентариям отчеты «Об исполнении республиканского бюджета за 2015 год»

Отчетные документы были представлены в рамках заседания Комитета Палаты по финансам и бюджету с участием вице-спикера Мажилиса Гульмиры Исимбаевой. Вела заседание председатель Комитета Гульжана Карагусова. С парламентской трибуны с докладами выступили министр финансов Бахыт Султанов и член Счетного комитета Жансеит Сарсенкулов.

Затем докладчики ответили на вопросы ряда депутатов Мажилиса. Дальнейшее обсуждение отчетов продолжится в рабочей группе, которую возглавляет депутат Мажилиса Кожахан Жабагиев.

ОТЧЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБ ИСПОЛНЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ЗА 2015 ГОД В МАЖИЛИСЕ:

За 2015 год в республиканский бюджет поступило 6 251,1 млрд.тенге, или 105,6 % к плану.

Основная часть, или 98,2 %, в общем объеме поступлений пришлась на доходы, которые составили 5 806,7 млрд.тенге (105,7 % к плану), из них налогов – 3 332, 9 млрд.тенге или 110,6 %, неналоговых – 162,7 млрд.тенге или 107,5 %, поступлений от продажи основного капитала – 8,7 млрд.тенге или 89,9 % и трансфертов поступило 2 632,4 млрд.тенге, или 100 %.

Расходы республиканского бюджета за 2015 год составили 7 163,2 млрд.тенге или 99,8% к плану. По сравнению с 2014 годом расходы выросли на 93,5 млрд.тенге. Приоритетом бюджетной политики в области расходов было первоочередное финансирование социальных обязательств. Выплаты пенсий, социальных пособий и заработной платы работникам бюджетной сферы, предусмотренных в республиканском бюджете на 2015 год, финансировались своевременно и в полном объеме.

Расходы на социальные нужды составили 2 819,3 млрд.тенге. В 2015 году их доля в расходах республиканского бюджета увеличилась и составила 39,4 %. При этом, на образование было в 2015 году израсходовано 444,0 млрд.тенге, на здравоохранение – 657,5 млрд.тенге, социальную помощь – 1 612,7 млрд.тенге, на культуру, спорт, туризм и информационное пространство – 105,0 млрд.тенге.

Наряду с социальными расходами, высокий уровень затрат бюджета приходится также на инфраструктурные и индустриальные проекты, развитие сельского хозяйства. Так, на жилищно-коммунальное хозяйство было израсходовано 256,0 млрд.тенге, на топливно-энергетический комплекс и недропользование – 79,9 млрд.тенге, на сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и на охрану окружающей среды – 240,8 млрд.тенге, на промышленность, архитектурную, градостроительную и строительную деятельность – 13,8 млрд.тенге и на транспорт и коммуникации – 525,6 млрд.тенге. Дефицит республиканского бюджета сложился ниже планового уровня, составив 912,1 млрд.тенге.

ОТЧЕТ СЧЕТНОГО КОМИТЕТА - ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ОТЧЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБ ИСПОЛНЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ЗА 2015 ГОД:

Правительством уточненные плановые параметры по поступлениям республиканского бюджета и обязательства по расходам исполнены.

Вместе с тем, несмотря на неоднократные уточнения и корректировки параметров республиканского бюджета, сумма неосвоенных средств республиканского бюджета составила 7,8 млрд. тенге, неэффективно использованных – 459,2 млрд. тенге. По итогам оценки исполнения республиканского бюджета выявлены проблемы недостаточного налогового и таможенного администрирования, влияющие на полноту поступлений в бюджет.

Значительные потери бюджета образовались при использовании схем уклонения от уплаты налогов, в том числе посредством взаиморасчетов с лжепредпринимателями. В государственных органах и их ведомствах установлены финансовые нарушения на 474,6 млрд. тенге, из них средства республиканского бюджета 2015 года – 142,3 млрд. тенге.

Отмечены недостатки и недоработки в деятельности субъектов квазигосударственного сектора. Системной проблемой субъектов с участием государства является несвоевременное перечисление части чистого дохода, либо его неперечисление в бюджет государства.

По итогам оценки эффективности использования целевых трансфертов и реализации инвестиционных проектов выявлены системные нарушения, недостатки и недоработки, допущенные при выделении и использовании целевых трансфертов.

В Отчете представлены основные выводы, сформированные по итогам исполнения республиканского бюджета 2015 года, а также рекомендации, направленные на совершенствование бюджетного процесса, предупреждение и недопущение нарушений в ходе исполнения республиканского бюджета и использования активов государства.

Кроме того, в 2015 году Счетным комитетом проведено 27 контрольных мероприятий с охватом бюджетных средств и активов государства в размере 4,9 трлн. тенге. Выявлены нарушения на сумму 1,6 трлн. тенге, что больше по сравнению с 2014 годом в 2,6 раза. Из 185,7 млрд. тенге, подлежащих восстановлению, возмещено с наступившими сроками 135,4 млрд. тенге, или более 70 процентов. В правоохранительные органы для принятия процессуальных решений направлено 40 материалов контроля. За отчетный период к административной ответственности привлечено 75 юридических и 66 должностных лиц, к дисциплинарной – 271 должностное лицо.

Пресс-служба Мажилиса Парламента РК

12.05.2016

Делегация Счетного комитета во главе с членом Счетного комитета Айгуль Мухаметкарим посетила с рабочим визитом высший орган государственного аудита Швеции (Национальный офис аудита)

В рамках визита состоялась встреча с генеральным аудитором Швеции Маргаретой Аберг. Обсуждены вопросы организации и планирования работы, проведения государственного аудита, разработки соответствующих рекомендаций по предотвращению нарушений и устранению выявленных недостатков.

Состоялся конструктивный обмен знаниями и опытом по вопросам проведения аудита эффективности и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами высших органов государственного аудита.

Делегация Счетного комитета ознакомилась с опытом повышения квалификации и сертификации государственных аудиторов, взаимодействия с правоохранительными органами и органами внешнего аудита.

Член Счетного комитета Казахстана Айгуль Мухаметкарим отметила, что важным направлением взаимодействия высших органов государственного аудита Казахстана и Швеции может стать привлечение шведских экспертов для обучения работников Счетного комитета по вопросам проведения аудита финансовой отчетности и аудита эффективности, а также внедрения международных стандартов ISSAI. Это, пояснила Айгуль Мухаметкарим, особенно актуально в связи с внедрением в Казахстане независимой системы сертификации государственных аудиторов.

Делегация также посетила с визитом Парламент Швеции (Риксдаг), в ходе которого проведена встреча с руководством Комитета по финансам и бюджету Парламента, обсужден шведский опыт взаимодействия Национального офиса аудита с Парламентом, а также вопросы подготовки и предоставления в Парламент годовых отчетов о деятельности и результатах проведенных аудитов.

По завершении визита стороны выразили надежду на дальнейшее укрепление двустороннего взаимодействия между высшими органами государственного аудита Казахстана и Швеции, как на двусторонней основе, так и в рамках деятельности международных организаций.

Национальный офис аудита (НОА) – высший орган государственного аудита Швеции, подотчетен Парламенту Швеции, возглавляется тремя генеральными аудиторами, назначаемыми Парламентом сроком на семь лет.

Главные направления деятельности НОА – аудиты финансовой отчетности, эффективности и консолидированной финансовой отчетности государственного бюджета.

Пресс-служба Счетного комитета

Оценка эффективности деятельности государственных органов

В 2010 году в целях определения и повышения эффективности госорганов в реализации возложенных задач и функций Указом Президента №954 была внедрена Система ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы.

За 10 лет существования оценка эффективности деятельности государственных органов состоялась как целостная система. Определены права и обязанности ее участников: оцениваемых государственных органов, уполномоченных на оценку органов и координирующих органов. Разработана и на постоянной основе совершенствуется методология по блокам и направлениям оценки. Ежегодно формируется график проведения мероприятий по оценке, сложились все ключевые процедуры: от сбора отчетной информации оцениваемых государственных органов и подготовки предварительных заключений до выработки рекомендаций и мониторинга за их исполнением.

В настоящее время в Системе оценки предусмотрены два вида оценки: оценка результативности и операционная оценка деятельности госорганов.

Оценка результативности направлена на анализ результатов деятельности госорганов по ключевым показателям, определяющим качество жизни населения. В 2020 году оценка результативности проводилась впервые в пилотном режиме на основе статистических данных и опроса населения по утвержденным показателям результативности.

Операционная оценка сосредоточена на текущей деятельности госорганов в части стратегического планирования и использования бюджетных средств, взаимодействия с населением и организационного развития.

Операционную оценку по направлениям проводят уполномоченные органы, ответственные за развитие соответствующих сфер деятельности:

ocenka

Более подробная информация на сайте  www.bagalau.kz

 

Интернет-портал оценки эффективности деятельности государственных органов

 

22 апрель 2016

Состоялась встреча Председателя Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина с Чрезвычайным и Полномочным Послом Японии в Республике Казахстан г-ном Ичиро Кавабата

Встреча состоялась в преддверии предстоящего рабочего визита делегации Счетного комитета во главе с Председателем Козы-Корпешем Джанбурчиным в высший орган государственного аудита Японии (Совет аудита).

Козы-Корпеш Джанбурчин отметил, что в настоящее время в Казахстане осуществляется переход системы финансового контроля на государственный аудит. «В этой связи, многолетний опыт деятельности Совета аудита в вопросах проведения государственного аудита, обучения и повышения квалификации кадров представляет для нас особый интерес», – подчеркнул он.

В свою очередь г-н Ичиро Кавабата пожелал делегации Счетного комитета плодотворной работы в ходе визита в Совет аудита.

По завершении встречи стороны выразили надежду на дальнейшее укрепление двустороннего взаимодействия между высшими органами государственного аудита Казахстана и Японии.

Совет аудита Японии – высший орган государственного аудита Японии, образован в 1869 году. Совет аудита Японии имеет в составе Аудиторские Комиссии и Генеральное Исполнительное Управление. Президент Совета аудита Японии назначается Правительством на основе голосования среди комиссаров. Президент представляет высший орган государственного аудита Японии и председательствует на заседаниях Аудиторских Комиссий.

Пресс-служба Счетного комитета

22.04.2016года

22 апреля состоялось очередное заседание Счетного комитета

Подведены итоги государственного аудита эффективности деятельности Министерства финансов по реализации государственной политики по отдельным вопросам исполнения бюджета и использования средств республиканского бюджета, выделенных из резерва Правительства.

Отмечено, что при исполнении республиканского бюджета и использовании средств резерва Правительства Министерством финансов допущены отдельные нарушения и недостатки.

За последние пять лет в структуре доходов республиканского бюджета наблюдается тенденция замещения налоговых поступлений трансфертами из Национального фонда и нижестоящих бюджетов. Так, если в 2011 году трансферты составляли 29,8% от доходов республиканского бюджета, то за 2015 год уже 42,9%.

Наблюдается ежегодный рост числа контрагентов, использующих схемы взаиморасчетов с лжепредприятиями для минимизации платежей в бюджет. В 2013 году их количество составляло 1 170, в 2014 году – 1 169, в 2015 году – уже 2 951.

Применение лжепредприятиями в Карагандинской, Южно-Казахстанской областях, городах Астане, Алматы фиктивных пирамид взаиморасчетов и несвоевременного снятия с учета по НДС привело к недопоступлениям в республиканский бюджет свыше 8,0 млрд. тенге.

Территориальными департаментами госдоходов ряда регионов допущены нарушения классификации товаров и полноты взиманияантидемпинговых пошлин, повлекшие недопоступление в бюджет таможенных платежей и налогов на общую сумму 94,8 млн. тенге.

Сумма потерь республиканского бюджета, допущенных из-за неэффективного налогового и таможенного администрирования, составила 10 708,8 млн. тенге, несовершенства таможенного законодательства – 1 300,0 млн. тенге.

Отмечается низкая эффективность таможенных досмотров и экспертиз, осуществляемых территориальными органами госдоходов. Департаментами госдоходов по Атырауской, Алматинской, Костанайской, Актюбинской областям за 2015 год по итогам проведения свыше 1,0 тыс. досмотров не выявлен ни один факт нарушения таможенного законодательства.

Сроки приема-передачи изъятого имущества, обращенного в собственность государства, не установлены, что приводит из-за их длительного хранения к потерям потребительских свойств и порче.

Департаментами государственного имущества и приватизации по Актюбинской и Карагандинской областям не обеспечена эффективность реализации имущества, обращенного в собственность государства, при выставлении на аукцион различных товаров народного потребления, оцененных на сумму более 300,0 млн. тенге одним лотом. Вследствие чего цена продажи сложилась в 1,5 раза ниже оценочной.

Министерством финансов функция по формированию и реализации государственной политики в области накопления финансовых активов государствдолжным образом не осуществляется.

На счетах субъектов квазигосударственного сектора с2012по 2014 годбез движения находились бюджетные инвестициив размере 18,4 млрд.тенге, выделенные на увеличение их уставных капиталов, сумма обесценения их в связи с ростом курса доллара составила 8,2 млрд. тенге.

Приобретенное за счет средств резерва Правительства на неотложные затраты оборудование общей стоимостью 9 200,9 млн. тенге не используется и находится на складах комитетов по делам строительства и гражданской авиации, управлений строительства и энергетики города Алматы.

Общая сумма выявленных Счетным комитетом финансовых нарушений составила 4,1 млрд. тенге, неэффективно использованных средств республиканского бюджета – 24,6 млрд. тенге, процедурных нарушений бюджетного и иного законодательства – 74.

В ходе аудиторского мероприятия по бухгалтерскому учету и посредством выполнения подрядчиками работ (услуг) восстановлено 2,7 млрд. тенге. К дисциплинарной ответственности привлечены 2 должностных лица.

Министерствам финансов и национальной экономики, акимату городу Алматы поручено принять меры по устранению выявленных нарушений, рассмотреть ответственность должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства, а также дан ряд других поручений.

Отдельные материалы контроля будут направлены в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений.

Пресс-служба Счетного комитета

22.04.2016г

В Счетном комитете состоялся круглый стол по вопросам разъяснения норм Закона «О государственном аудите и финансовом контроле»

В работе круглого стола приняли участие представители Министерства финансов, НПП «Атамекен», АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «Байтерек», АО «НУХ «Казагро», а также профессиональных аудиторских организаций «Палата аудиторов РК», «Союз аудиторов Казахстана» и «Коллегия аудиторов».
Во вступительном слове Председатель Счетного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин отметил, что целями мероприятия являются презентация перехода системы государственного финансового контроля на государственный аудит, разъяснение новшеств законодательства о государственном аудите и финансовом контроле, освещение деятельности и роли Счетного комитета в становлении и развитии системы государственного аудита в Казахстане.
Модератором круглого стола выступила член Счетного комитета Айгуль Мухаметкарим.
В ходе мероприятия рассмотрены вопросы внедрения государственного аудита в органах внешнего и внутреннего государственного аудита, обсуждены их основные задачи.
Особое внимание уделено нововведениям, связанным с принятием Закона «О государственном аудите и финансовом контроле». В частности, вопросам проведения аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора.
Отмечено, что в связи с недостаточностью ресурсов Счетного комитета для охвата всех субъектов квазигосударственного сектора, аудит использования бюджетных средств будут проводить частные аудиторские компании (аудит специального назначения). Счетный комитет со своей стороны будет проводить контроль результатов аудита спецназначения аудиторских организаций.
Обсуждены вопросы повышения квалификации работников системы государственного аудита и финансового контроля, формирования пула сертифицированных государственных аудиторов.
Так, по мнению участников круглого стола, внедрение в соответствии с Законом «О государственном аудите и финансовом контроле» системы сертификации государственных аудиторов позволит повысить профессиональный уровень проверяющих и квалификационные требования к работникам органов государственного аудита.
Отмечено, что сертификат будет выдаваться после подтверждения знаний и положительного заключения Национальной комиссии по сертификации государственных аудиторов. Планируется, что в течение 2016 года Национальной комиссией будет проведена сертификация около двух тысяч работников органов государственного аудита и финансового контроля.
Рассмотрены вопросы создания Единой информационной базы данных органов государственного аудита и финансового контроля. Подчеркнуто, что база формируется в целях обмена информацией между органами государственного аудита и финансового контроля, надзорными и иными государственными органами, а также проведения электронного государственного аудита. Использование единой базы данных обеспечит прозрачность государственного аудита, позволит систематизировать и анализировать результаты аудиторских мероприятий, а также значительно снизить коррупционные риски.

Пресс-служба Счетного комитета

21.04.2016 года

21 апреля 2016 года состоялось очередное заседание Счетного комитета

На заседании подведены итоги государственного аудита использования активов государства РГП на ПХВ «Государственная вневедомственная экспертиза проектов».

Отмечено, что общее количество проектов, представленных на комплексную экспертизу, в 2015 году в сравнении с 2014 годом уменьшилось на 25%, в то время как средняя стоимость услуг РГП «Госэкспертиза» выросла на 30,4%.

Анализ показал снижение качества предоставляемых на экспертизу материалов. Так, в 2015 году не был утвержден каждый 10 проект. Количество проектов, по которым были выданы отрицательные заключения, по сравнению с 2014 годом увеличилось на 37%.

Отмечено, что проведение комплексной вневедомственной экспертизы проектов осуществляется при помощи Единой информационной системы, которая постоянно дорабатывается и не введена в промышленную эксплуатацию. Это приводит к рискам несанкционированного доступа к информации, внесению изменений, корректировок и утрате данных, на основании которых производятся строительные процессы, а также недоработки механизма сохранения окончательных вариантов сметной документации

Выявлены многочисленные нарушения законодательства о государственных закупках. В документации по 7 конкурсам на общую сумму 403,6 млн. тенге установлены излишние квалификационные требования к поставщикам. В 2014-2015 годах РГП «Госэкспертиза» и рядом его филиалов заключены договоры на общую сумму 165,2 млн. тенге с 318 внештатными экспертами и консультантами, не имеющими аттестатов, подтверждающих право проводить экспертизу проектов.

Без согласования с комитетами по государственному имуществу, а также по делам строительства осуществлена выдача займов на приобретение жилья работникам РГП «Госэкспертиза» на общую сумму 78,3 млн. тенге.

В РГП «Госэкспертиза» и его филиалах в Южно-Казахстанской области, городах Астане и Алматы установлен ряд нарушений ведения бухгалтерского учета, допущены факты искажения финансовой отчетности на общую сумму 60,1 млн. тенге, наличия и сокрытия дебиторской задолженности по заработной плате работников.

Площадь помещений филиалов РГП «Госэкспертиза» по Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Костанайской, Мангистауской, Северо-Казахстанской областям, городам Астаны и Алматы превысила в 2014 году установленные нормы на 2634,7 м², в 2015 году – на 3709,3 м².

Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 214,4 млн. тенге, нарушений, допущенных при использовании активов, – 10,8 млн. тенге. Количество процедурных нарушений составило 17 на сумму 802,0 млн. тенге, системных недостатков – 5. Доходы РГП «Госэкспертиза» на сумму 5 601,2 млн. тенге получены в нарушение принципа эффективности при несоблюдении нормативных актов в области информатизации.

По итогам заседания Счетный комитет рекомендовал Правительству принять меры по введению ответственности за неэффективное использование бюджетных средств и активов государства, внесению изменений и дополнений в законодательство обархитектурной, градостроительной и строительной деятельности в части установления ответственности за несоответствие проектно-сметной документации проектным решениям, регламентации процедур взаимодействия между РГП и органами, осуществляющими архитектурно-строительный контроль, а также внесению изменений в законодательство о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

РГП на ПХВ «Государственная вневедомственная экспертиза проектов» поручено принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих им, привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства, а также дан ряд других поручений.

Пресс-служба Счетного комитета

21.04.2016

Состоялось VIII заседание Рабочей группы по разработке стандартов государственного финансового контроля (аудита) ВОФК государств-участников СНГ, г. Душанбе (Республика Таджикистан)

В заседании под председательством члена Счетного комитета Казахстана Константина Плотникова приняли участие представители высших органов финансового контроля (аудита) Беларуси, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана.

В ходе заседания рассмотрены проект Плана работы Рабочей группы на 2016-2017 годы, концепция актуализации Глоссариятерминов, используемых в стандартах государственного финансового контроля (аудита), структура проекта Стандарта «Этические требования, принципы и нормы поведения для работников высших органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств».

Обсуждены перспективы разработки методологической базы высших органов финансового контроля (аудита) государств-участников СНГ и подготовки соответствующих документов (стандартов, методик, рекомендаций и других) по вопросам, представляющим взаимный интерес.

По итогам заседания утвержден План работы Рабочей группы на 2016-2017 годы, одобрены концепция актуализации указанного Глоссария и структура проекта Стандарта «Этические требования, принципы и нормы поведения для работников высших органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств».

Рабочая группа по разработке стандартов государственного финансового контроля (аудита) высших органов финансового контроля государств-участников СНГ образована по решению Х сессии Совета руководителей высших органов финансового контроля государств-участников СНГ, прошедшей в сентябре 2010 года в г. Ереване (Республика Армения).

Счетный комитет председательствует в Рабочей группе со дня ее образования.

Пресс-служба Счетного комитета

22.04.2016

В Счетном комитете состоялся круглый стол по вопросам разъяснения норм Закона «О государственном аудите и финансовом контроле»

В работе круглого стола приняли участие представители Министерства финансов, НПП «Атамекен», АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «Байтерек», АО «НУХ «Казагро», а также профессиональных аудиторских организаций «Палата аудиторов РК», «Союз аудиторов Казахстана» и «Коллегия аудиторов».
Во вступительном слове Председатель Счетного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин отметил, что целями мероприятия являются презентация перехода системы государственного финансового контроля на государственный аудит, разъяснение новшеств законодательства о государственном аудите и финансовом контроле, освещение деятельности и роли Счетного комитета в становлении и развитии системы государственного аудита в Казахстане.
Модератором круглого стола выступила член Счетного комитета Айгуль Мухаметкарим.
В ходе мероприятия рассмотрены вопросы внедрения государственного аудита в органах внешнего и внутреннего государственного аудита, обсуждены их основные задачи.
Особое внимание уделено нововведениям, связанным с принятием Закона «О государственном аудите и финансовом контроле». В частности, вопросам проведения аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора.
Отмечено, что в связи с недостаточностью ресурсов Счетного комитета для охвата всех субъектов квазигосударственного сектора, аудит использования бюджетных средств будут проводить частные аудиторские компании (аудит специального назначения). Счетный комитет со своей стороны будет проводить контроль результатов аудита спецназначения аудиторских организаций.
Обсуждены вопросы повышения квалификации работников системы государственного аудита и финансового контроля, формирования пула сертифицированных государственных аудиторов.
Так, по мнению участников круглого стола, внедрение в соответствии с Законом «О государственном аудите и финансовом контроле» системы сертификации государственных аудиторов позволит повысить профессиональный уровень проверяющих и квалификационные требования к работникам органов государственного аудита.
Отмечено, что сертификат будет выдаваться после подтверждения знаний и положительного заключения Национальной комиссии по сертификации государственных аудиторов. Планируется, что в течение 2016 года Национальной комиссией будет проведена сертификация около двух тысяч работников органов государственного аудита и финансового контроля.
Рассмотрены вопросы создания Единой информационной базы данных органов государственного аудита и финансового контроля. Подчеркнуто, что база формируется в целях обмена информацией между органами государственного аудита и финансового контроля, надзорными и иными государственными органами, а также проведения электронного государственного аудита. Использование единой базы данных обеспечит прозрачность государственного аудита, позволит систематизировать и анализировать результаты аудиторских мероприятий, а также значительно снизить коррупционные риски.

Пресс-служба Счетного комитета