Заявление миссии Международного валютного фонда по итогам визита в Казахстан
- Подробности
В период с 4 по 17 ноября 2021 года миссия Международного валютного фонда (МВФ), возглавляемая г-ном Николя Бланше, провела обсуждения в рамках консультаций по статье IV в Алматы и Нур-Султане. По завершении визита миссия выпустила заявление, в котором кратко изложены основные выводы и рекомендации миссии.
Последние изменения, перспективы и риски
1. Экономика Казахстана пострадала от совокупного шока, вызванного пандемией COVID и ситуацией на нефтяном рынке, но в настоящее время восстанавливается. В 2020 году объем производства сократился впервые за 20 лет на 2,5% из-за падения добычи нефти и снижения внутренней экономической активности. Оживление экономики, начавшееся в конце 2020 года, способствовало достижению темпов роста реального ВВП в размере 3,5% в период с начала года до конца октября и привело к возвращению объемов производства на уровень, существовавший до пандемии COVID. С начала пандемии инфляция превысила установленный Национальным банком Республики Казахстан (НБРК) целевой коридор в размере 4-6% и в октябре составила 8,9%, главным образом за счет повышения цен на продукты питания. Рост кредитования повысился до 16% в сентябре 2021 года, что отражает быстрый рост потребительского кредитования и масштабные программы государственной поддержки. Показатели рынка труда и уровня бедности оставались устойчивыми на протяжении всего периода пандемии, при этом уровень безработицы оставался стабильным на уровне около 5%.
2. Меры реагирования официальных органов сыграли ключевую роль в смягчении воздействия шоков на доходы населения и экономическую активность. Меры экономической политики включали регулирование цен на социально значимые товары, денежные выплаты уязвимым домохозяйствам и адресную помощь особо пострадавшим секторам и предприятиям малого и среднего бизнеса, включая льготное кредитование и налоговые льготы. Проекты в рамках программы «Дорожная карта занятости» помогли поддержать занятость. После повышения базовой ставки в начале 2020 года НБРК придерживался адаптивной денежно-кредитной политики. Официальные органы ослабили регуляторные и пруденциальные требования в отношении банков, наряду с этим поощряя их предоставлять отсрочки по погашению кредитов для соответствующих требованиям категорий заемщиков.
3. Ожидается, что восстановление экономики продолжится, при этом риски будут в целом сбалансированы. Темпы роста, скорее всего, достигнут 3,7% в 2021 году и приблизятся к своему потенциалу (4% для ненефтяного сектора) в среднесрочной перспективе. Инфляция может оставаться высокой в краткосрочной перспективе из-за высокого внутреннего спроса и перебоев с поставками на мировых рынках, но должна снизиться до целевого коридора НБРК к концу 2022 года. После значительного улучшения в 2021 году ввиду благоприятной конъюнктуры цен на сырьевые товары счет текущих операций постепенно должен вернуться к дефициту в размере около 3% от ВВП в среднесрочной перспективе. Основными рисками для данного прогноза являются уровень вакцинации ниже ожидаемого, более медленный рост экономики торговых партнеров, более низкие цены на нефть и устойчиво высокое инфляционное давление, что может потребовать дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики. Напротив, более высокие, чем ожидалось, цены на нефть будут иметь положительный эффект и укреплять буферные резервы, предназначенные для смягчения шоков.
Денежно-кредитная и валютная политика
4. В краткосрочной перспективе может потребоваться дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики для сдерживания инфляции. Общий уровень инфляции и инфляционные ожидания значительно превышали целевой показатель на протяжении практически всего периода 2020 и 2021 годов из-за роста мировых цен на продукты питания, отложенного внутреннего спроса и импорта инфляции. Постепенное повышение базовой ставки в последние месяцы было целесообразным, и может потребоваться ее дальнейшее повышение, чтобы зафиксировать инфляционные ожидания. Учитывая текущее слабое воздействие трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, предпринятые в последнее время усилия по улучшению координации мер по реализации денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, а также инициативы правительства по снижению последствий сбоев в цепочке внутренних поставок должны помочь сдержать инфляцию.
5. Достигнут дальнейший прогресс в переходе к полноценному инфляционному таргетированию. Во время пандемии действующий в Казахстане режим гибкого обменного курса сыграл положительную роль. Последние улучшения в денежно-кредитной политике достигнуты в области прозрачности мер политики за счет публикации данных о валютных операциях НБРК и расширения информационного взаимодействия; независимости при разработке и реализации политики за счет создания Комитета по денежно-кредитной политике и запланированного выхода НБРК из программ льготного кредитования; и мер по развитию аналитического потенциала при принятии решений в области экономической политики. В дальнейшем, в соответствии со стратегией НБРК до 2030 года повышение эффективности денежно-кредитной политики потребует мер по развитию внутренних рынков капитала, снижению долларизации, большей координации с налогово-бюджетной политикой, управлению избыточной банковской ликвидностью и прекращению непрофильной деятельности и квази-фискальных операций НБРК. Также могут быть усовершенствованы регулярные обследования для оценки инфляционных ожиданий.
Стабильность финансового сектора
6. Политика в области финансового сектора должна и в дальнейшем обеспечивать баланс между восстановлением экономики и поддержанием финансовой стабильности. В результате оценки качества активов, проведенной в 2019 году, и последующих надзорных действий банковская система успешно выдержала шок пандемии COVID, при этом прибыльность, ликвидность и капитализация банков остались на высоком уровне. В ходе дальнейшего восстановления экономки официальные органы планируют отменить к концу 2021 года большинство антикризисных регуляторных мер, введенных в прошлом году. В этот переходный период официальным органам следует внимательно отслеживать новые риски, в том числе связанные с быстрым ростом потребительского кредитования, что может потребовать целевых макропруденциальных мер, направленных на предотвращение чрезмерного накопления задолженности в секторе домохозяйств.
7. Последние меры по усилению финансового надзора заслуживают высокой оценки. Более надежная система надзора, в большей степени ориентированная на учет рисков, будет иметь решающее значение для внедрения эффективной практики управления рисками, предотвращения повторения серьезных проблем в банковском секторе и ограничения государственных обязательств в будущем. Недавно созданное Агентство финансового регулирования (АРРФР) активно наращивает потенциал, чтобы привести свою деятельность в соответствие с международными стандартами, в том числе путем внедрения практики регулярной оценки качества активов и стресс-тестирования совместно с финансовыми учреждениями. Тесное сотрудничество между АРРФР и НБРК в обеспечении финансовой стабильности будет иметь важное значение в будущем, и развитию такого сотрудничества будут способствовать более четкое разделение ответственности и официальное закрепление порядка обмена информацией.
8. Важное значение также будет иметь дальнейшее укрепление системы урегулирования проблемных банков. Хотя в 2019 году данная система была модернизирована и были введены специализированные инструменты урегулирования проблемных банков, объем и перечень полномочий органа по урегулированию требует дальнейшего уточнения, а его сотрудникам необходимо обеспечить более полную правовую защиту. Недавно AРРФР отозвало лицензии нескольких небольших банков путем принудительной ликвидации по решению суда, что явилось важным сигналом об изменениях в реализации политики и ответственности руководства банков. Меры по развитию рынка проблемных активов также имеют целесообразность. В перспективе потребуются дальнейшее укрепление системы урегулирования проблемных банков в целях обеспечения эффективного и упорядоченного урегулирования столкнувшихся с трудностями банков. Следующая Программа оценки финансового сектора (ФСАП), планируемая в Казахстане на 2022 год, даст возможность провести всестороннюю оценку стабильности финансового сектора Казахстана.
Налогово-бюджетная политика и ее основа
9. Постепенная бюджетная консолидация после пандемии COVID должна помочь сохранить буферные резервы. Казахстан должным образом использовал свои значительные буферные резервы для смягчения воздействия пандемии. Прогнозируемый на 2021 год ненефтяной дефицит бюджета в размере 8,5% от ВВП обеспечивает надлежащий баланс между бюджетным консерватизмом и целевой поддержкой экономики. В связи с этим чистые финансовые активы государства сократятся с 14% от ВВП в 2019 году до 5% от ВВП к концу 2021 года. К 2025 году официальными органами планируется сокращение ненефтяного дефицита до 6% от ВВП, что потребует дополнительной корректировки на 1-2% от ВВП, позволит Казахстану остаться нетто-кредитором и будет способствовать справедливому распределению благосостояния между поколениями.
10. Среднесрочная бюджетная консолидация может основываться на ряде реформ. Ненефтяные налоговые поступления в Казахстане являются низкими по международным стандартам, и целевой показатель ненефтяного дефицита может быть частично достигнут за счет увеличения ненефтяных доходов, чтобы избежать сокращения расходов, которое могло бы оказать чрезмерное давление на экономическую активность. Планы официальных органов по усовершенствованию налогового администрирования, сокращению неформальной экономики и продвижению цифровизации следует дополнить мерами по расширению налоговой базы (например, путем упорядочения налоговых льгот по КПН и введения налогообложения на прирост капитала), повышению ставок налогообложения (например, по НДС, которые являются относительно низкими), а также введению прогрессивного режима подоходного налогообложения и, возможно, налога на выбросы углерода в соответствии с обязательствами страны по углеродной нейтральности в рамках Парижского соглашения. За счет оптимизации государственных расходов можно избежать чрезмерного давления на потребности в расходах на инфраструктуру и социальные программы. Этому способствовали бы проведение комплексного анализа эффективности и реформы по оптимизации занятости в государственном секторе и повышению эффективности государственной службы.
11. Приветствуются намерения государственных органов реализовать новые бюджетные правила для обеспечения устойчивости и справедливого распределения благосостояния между поколениями, а также сделать налогово-бюджетную политику более контрциклической. Основываясь на международном опыте, подобные цели лучше всего достичь с помощью простого набора правил, который легко контролировать и объяснять. В частности, долгосрочный «якорный» показатель (т.е. сохранение положительного значения чистых финансовых активов государственного сектора) обеспечит финансовую устойчивость и справедливость распределения благосостояния между поколениями и может быть дополнен лимитом ненефтяного дефицита в процентах от ненефтяного ВВП или лимитом на рост расходов бюджета. Дополнительные бюджетные правила могут чрезмерно ограничить бюджетное планирование, препятствовать надлежащему исполнению бюджета и, в конечном итоге, подорвать доверие к бюджетной политике. Для сохранения гибкости следует также прописать четкие исключения из применения ограничивающих норм и создать независимый бюджетный совет для контроля за выполнением бюджетных правил.
12. Прочная основа налогово-бюджетной политики требует укрепления институтов управления государственными финансами и большей прозрачности. В целях достижения полной эффективности и в соответствии с международными стандартами бюджетные правила следует применять к более широкому определению бюджета, включая весь сектор государственного управления. Управление бюджетными рисками также важно для поддержки надежности и эффективности налогово-бюджетной политики, и продолжающаяся работа по составлению первого ежегодного отчета о бюджетных рисках (ОБР) заслуживает положительной оценки. ОБР должен также охватывать квазигосударственный сектор, учитывая его масштаб и сложность, с отражением в отчетности по государственному долгу значительного объема задолженности в этом секторе. Таким усилиям будет способствовать проведение МВФ оценки прозрачности в налогово-бюджетной сфере (ОПНБС).
Структурные реформы
13. В долгосрочной перспективе повышение темпов, стабильности и устойчивости экономического роста в Казахстане потребует большей экономической диверсификации. Текущая модель развития, основанная на добыче и экспорте природных ресурсов, не будет устойчивой при переходе к глобальной низкоуглеродной экономике. Новые источники роста и создания рабочих мест, обеспечиваемые частным сектором, будут в значительной степени зависеть от темпов структурных реформ, направленных на повышение рыночного характера экономики и преодоление последствий изменения климата. Планы реформ, недавно сформулированные в рамках 10 национальных проектов (включая поддержку сельского хозяйства и неуглеродных секторов, содействие предпринимательству и расширение доступа к социальным услугам), поддержат этот переход. Учитывая многочисленность проблем и требуемых мер, важное значение имеет определение приоритетов реформ.
14. Развитие частного сектора требует глубокой трансформации государственного сектора. Роль государства в экономике остается значительной за счет целевых отраслевых интервенций и преобладания государственной доли собственности, особенно после пандемии COVID. Следует пересмотреть обоснованность деятельности государственных предприятий (ГП), а управление рисками, корпоративное управление и прозрачность в ГП следует усилить. План официальных органов вернуться к приватизации после пандемии COVID заслуживает положительной оценки. Кроме того, недавнее создание независимого Агентства по защите конкуренции представляется многообещающей реформой, которая должна помочь снизить барьеры для доступа к рынкам, торговле и инвестициям.
15. Следует продолжать уделять внимание оптимизации управления и реформам в области противодействия коррупции. Разработка измеряемых контрольных показателей окажет содействие при проведении мониторинга исполнения Антикоррупционной стратегии на 2015-2025 годы. Продолжающаяся цифровизация налогового и таможенного администрирования поможет улучшить контроль за государственными расходами. Недавние изменения и дополнения, внесенные в Закон «О государственных закупках», также будут способствовать дальнейшему развитию конкуренции и повышению прозрачности государственных расходов путем внедрения требования о раскрытии информации о бенефициарных собственниках организаций, получающих государственные контракты. Новый закон об обязательном декларировании активов вступил в силу и, при условии надлежащего применения, сможет внести вклад в борьбу с коррупцией. Требуются дальнейшие усилия для приведения режима по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма в более полное соответствие с международными стандартами и повышения его эффективности в противодействии коррупции.
16. Обязательства, взятые официальными органами по достижению углеродной нейтральности к 2060 году, заслуживают высокой оценки. Проблемы изменения климата особенно остро стоят перед Казахстаном, учитывая масштаб углеводородного сектора, зависимость от угля и объемы выбросов парниковых газов на душу населения. Опережающее планирование политики будет иметь ключевое значение для управления средне- и долгосрочным воздействием изменения климата при выборе конкретных мер по достижению поставленных целей и подготовке к переходу к низкоуглеродному миру. В частности, затраты на необходимые государственные инвестиции должны быть учтены в макроэкономической и налогово-бюджетной политике. Повышение тарифов на выбросы углерода, в том числе путем постепенной отмены значительных субсидий на энергоносители, позволит обеспечить сопряжение между различными стимулирующими мерами для достижения целей по сокращению выбросов, одновременно генерируя финансовые ресурсы для справедливого низкоуглеродного перехода. Однако такие реформы следует осуществлять постепенно, чтобы необходимые механизмы социальной защиты могли быть созданы для смягчения воздействия на уязвимые категории населения, давая при этом возможность частному сектору провести собственную структурную трансформацию.
18 ноября под председательством Спикера М. Ашимбаева состоялось заседание Сената
- Подробности
Сенаторы рассмотрели законопроекты «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы» и «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2022-2024 годы».
Трехлетний республиканский бюджет направлен на реализацию общенациональных приоритетов для преодоления последствий коронакризиса и на выполнение задач, поставленных Главой государства Касым-Жомартом Токаевым.
Одной из важных задач бюджета является неукоснительное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами. В связи с этим, наибольший удельный вес в расходах бюджета в трехлетнем периоде составляют расходы социальной сферы. 50,8% от общего объема расходов будут направлены именно на эту сферу в 2022 году. А к 2024 году этот показатель составит уже 59,8%.
«Все социальные обязательства государства будут выполняться в полном объеме. С учетом роста поступлений за 3 года расходы на социальную сферу планируется увеличить почти на треть. В целом, на социальную сферу в 2022-24 годах выделяются 26,7 трлн тенге. Эти средства позволяют решить многие социальные проблемы. Главным образом речь идет об индексации социальных выплат, повышении зарплат учителей, врачей, других категорий бюджетников и о строительстве многих социальных объектов», – подчеркнул М. Ашимбаев.
В соответствии с поручениями Главы государства в стране были приняты 10 национальных проектов, нацеленных на рост экономики и повышение качества жизни наших граждан. Спикер Сената указал на необходимость эффективного использования выделяемых бюджетных средств для реализации этих нацпроектов.
Кроме того, Сенат поддержал запланированные Правительством меры по обеспечению роста доходов бюджета и сокращению объема трансфертов из Нацфонда. М. Ашимбаев напомнил, что эти вопросы сенаторы поднимали уже не раз.
«В целом, трехлетний бюджет – это серьезный вызов для Правительства, которое берет на себя обязательство за три года обеспечить рост доходов бюджета на 35% за счет темпов развития экономики и сокращения теневого сектора. При этом планируется поэтапно снижать бюджетный дефицит, сократить объем трансфертов из Национального фонда. Мы полностью поддерживаем деятельность Правительства в этом направлении», – заверил М. Ашимбаев.
Также в ходе обсуждения законопроектов, сенаторами перед членами Правительства были подняты ряд конкретных актуальных вопросов, касающихся роста инфляции, в том числе цен на топливо, увеличения госдолга, обеспечения сельчан чистой питьевой водой, интернетом, расширения сети фельдшерских пунктов и другие.
По результатам рассмотрения законопроектов в Сенате, депутаты предложили внести корректировки в республиканский бюджет. В частности, они предложили увеличить расходы на реконструкцию и развитие автодорог, газоснабжение, строительство и ремонт водопроводных сетей и другие. Финансирование этих расходов предложено провести за счет перераспределения средств, которые были предусмотрены в резерве Правительства.
Таким образом, сенаторы, поддержав ключевые нормы законопроекта, и предложив перенаправить часть средств на решение конкретных региональных проблем, вернули законопроект «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы» в Мажилис. Вместе с тем Закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2022-2024 годы» был принят сенаторами без изменений.
17 ноября состоялось пленарное заседание Мажилиса Парламента
- Подробности
На пленарном заседании под председательством Спикера Мажилиса Н. Нигматулина депутаты Палаты одобрили ратификацию ряда международных соглашений Казахстана, направленных на расширение географии международных авиамаршрутов, а также на индустриальное развитие страны.
После обсуждения «добро» депутатов Палаты получил законопроект о ратификации Соглашения Казахстана с США о воздушном сообщении. Соглашение предусматривает принципы «открытого неба», в рамках которого стороны могут выполнять полеты без ограничений по количеству перевозчиков, пунктов назначения и частот. Документ направлен на повышение внешней транспортной доступности и расширение географии международных авиамаршрутов, а также на укрепление торгово-экономического, культурного сотрудничества между Казахстаном и Соединенными Штатами Америки.
Среди одобренных Мажилисом также законопроект о ратификации Соглашения Казахстана с Россией о реализации проекта «Строительство и эксплуатация завода по выпуску минеральных удобрений». В соответствии с документом предусматривается производство по инновационным технологиям минеральных удобрений и индустриальных продуктов до 1 млн тонн, а также создание не менее 1 200 новых рабочих мест. В целях создания предприятия с полным производственным циклом от добычи местного сырья до выпуска экспортоориентированной продукции планируется применение льгот, мер поддержки и преференций для реализации данного проекта.
Во втором чтении «добро» Мажилиса получил пакет законопроектов. Это конституционные поправки в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и сопутствующий к ним законопроект. В этом ряду также законодательные новшества по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом.
Также во втором чтении депутаты одобрили пакет законопроектов, касающихся вопросов ответственного обращения с животными. В частности, с целью поддержки социально уязвимых слоев населения депутатами внесена норма по осуществлению учета домашних животных, владельцами которых они являются, за счет бюджетных средств в соответствии с законодательством Казахстана. Ряд новых предложений направлен на регулирование численности бродячих животных путем стерилизации за счет госбюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, регламентирование сроков предоставления информации об учтенных домашних животных ветеринарными службами и местными исполнительными органами. Депутатами также уточнены компетенции уполномоченного органа по разработке и утверждению правил вакцинации и стерилизации бродячих животных, местных исполнительных органов – по определению мест, в которых запрещен выгул домашних животных, по организации учета домашних животных, организации мероприятий по регулированию численности бродячих животных.
Среди одобренных во втором чтении и проект закона «О промышленной политике» с сопутствующими поправками, а также новшества, предлагаемые депутатами в налоговое законодательство.
Законопроектом «О промышленной политике», в частности, предусматриваются нормы по формированию ежегодного Национального доклада о состоянии промышленности как основного инструмента формирования промышленной политики в стране. Кроме того, планируется установить критерии отбора товаров для включения в перечень приоритетных товаров, производство которых будет определять долгосрочную конкурентоспособность национальной экономики и меры государственного стимулирования. Закрепляются принципы законности, равенства, транспарентности и взаимной ответственности государства и бизнеса при определении встречных обязательств с учетом направленности на повышение производительности труда и продвижение товаров на экспорт. Вводятся нормы по обеспечению отечественным сырьем предприятий обрабатывающей промышленности на принципах соблюдения баланса интересов производителей и переработчиков сырья, увеличения объема производства продукции и расширения номенклатуры производимой продукции.
Законодательными поправками в налоговое законодательство, в частности, уточняется понятие «жилище» на «единственное жилище физического лица, индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой», рассматриваемое при предоставлении рассрочки по уплате налогов.
На пленарном заседании Мажилис определил профильным комитетам сроки подготовки заключений по новым законопроектам, поступившим в Палату. Это законопроект с сопутствующими поправками «Об общественном контроле», а также новшества по вопросам совершенствования законодательства в области миграции населения.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес государственных органов. Их озвучили К. Иса, Е. Бейсенбаев, К. Нуров, В. Набиев, Г. Хамзин и А. Конуров.
Источник: https://www.parlam.kz/ru/mazhilis/news-details/id49086/1/1
16 ноября в Үкімет үйі состоялось заседание Правительства Казахстана
- Подробности
На заседании первым вопросом рассмотрена санитарно-эпидемиологическая ситуация в стране. Министр здравоохранения А. Цой доложил о стабильности санитарно-эпидемиологической ситуации в РК. Глава Правительства поручил обеспечить необходимый охват вакцинацией и ревакцинацией населения.
Во время обсуждения второго вопроса рассмотрено обеспечение доступа к услугам водоснабжения в сельских населенных пунктах. С докладами выступили министры индустрии и инфраструктурного развития Б. Атамкулов, экологии, геологии и природных ресурсов – С. Брекешев.
Глава Правительства поручил регионам с наименьшим процентом обеспеченности питьевой водой в следующем году довести показатели до среднереспубликанского уровня. Центральным государственным и местным исполнительным органам принять меры по обеспечению сельских населенных пунктов питьевой водой и достижению плановых показателей по итогам т.г.
Министерству национальной экономики совместно с министерствами индустрии и инфраструктурного развития, экологии, геологии и природных ресурсов, а также акиматам регионов поручено проработать вопросы совершенствования тарифной политики на воду с учетом необходимости инвестиционных затрат, в т.ч. для внедрения цифровых технологий водопользования. Министерству индустрии совместно с акимами регионов дано поручение принять меры по усилению контроля при строительстве объектов водоснабжении сел и актуализировать Интерактивную карту водоснабжения населенных пунктов с включением функций обратной связи с потребителями.
На заседании Правительства третьим вопросом рассмотрены вопросы повышения качества высшего образования. С докладом выступил Министр образования и науки А. Аймагамбетов.
Глава Правительства поручил Минтруда, а также НПП «Атамекен» активизировать работу по актуализации и разработке новых профессиональных стандартов, от которых зависит качество подготовки специалистов. Министерству образования и науки поручено предусмотреть в Концепции развития образования до 2025 года конкретные меры и индикаторы по обеспечению качества высшего образования, до 22 ноября т.г. доработать и внести в Правительство Дорожную карту по повышению конкурентоспособности вузов на 2021-2025 годы. Также поручено проработать вопросы финансирования по формированию 20 сильных региональных вузов и открытию двух вузов в Петропавловске и Шымкенте по типу «Назарбаев Университета».
Источник: https://primeminister.kz/ru/sessions/zasedanie-pravitelstva-rk-16112021-1610316
Обращение Главы государства к участникам Конгресса финансистов Казахстана
- Подробности
12 ноября 2021 года Касым-Жомарт Токаев поздравил участников с открытием Конгресса финансистов Казахстана и подчеркнул, что это очень важное событие для нашей страны.
– Символично, что в этом году мероприятие проходит накануне Дня национальной валюты и 30-летия нашей Независимости. Казахстанский тенге – неотъемлемый атрибут нашей государственности. В начале 1990-х годов мы осуществили основные рыночные реформы, модернизировали финансовую систему. С учетом лучшей мировой практики был кардинально преобразован банковский сектор. Была создана полноценная финансовая инфраструктура. Это позволило сконцентрировать и эффективно использовать необходимые ресурсы. Также были созданы условия для привлечения крупных инвестиций, – сказал Глава государства.
По мнению Президента, конкурентоспособность финансовой сферы Казахстана была достигнута благодаря продуманной государственной политике.
– Финансовый сектор Казахстана признан самым передовым в регионе. Сегодня его совокупные активы превышают 35 трлн тенге, что составляет более половины валового внутреннего продукта страны, – заявил Касым-Жомарт Токаев.
Глава государства отметил, что в начале прошлого года мало кто мог предположить, что пандемия коронавируса и ее последствия окажут столь разрушительный эффект на мировую экономику. Последовавшее за ней падение рынков стало одним из самых значительных за последние сто лет.
– Беспрецедентные меры, принятые государственными и международными институтами, позволили в целом остановить дальнейшее ухудшение ситуации. Однако неопределенность в сырьевой, торговой и финансовой сферах все еще сохраняется. Дальнейшее поступательное развитие финансовой отрасли с учетом глобальных рисков и тенденций является одним из приоритетов государства. При этом ее ключевой задачей остается поддержка экономического роста страны. Государство в самые непростые периоды всегда поддерживало отечественный финансовый сектор. Благодаря этому сегодня банки достаточно устойчивы и располагают большим потенциалом для кредитования экономики. Поэтому они обязаны взять на себя роль одного из главных двигателей динамичного восстановления экономики и ее дальнейшей диверсификации, – считает Президент.
Глава государства отметил необходимость активного развития отечественного фондового рынка, включая Международный финансовый центр «Астана», который должен стать еще одним важным источником финансирования экономики. По словам Президента, на текущем этапе следует также учитывать вызовы, связанные с «зеленым разворотом» глобальных финансовых институтов, глубинной цифровизацией финансовых услуг.
– Эти вопросы требуют серьезного обсуждения и поиска сбалансированных решений. Последовательное развитие данных направлений откроет дополнительные возможности для усиления конкурентоспособности нашей страны. В конечном счете, перед госорганами, регуляторами и финансовыми институтами стоит одна общая задача – повышение благосостояния нашего народа, – резюмировал Касым-Жомарт Токаев.
В завершение Президент выразил уверенность, что мероприятие будет способствовать выработке эффективных мер по укреплению финансового сектора страны, и поздравил работников финансовой системы с профессиональным праздником.
Итоги внешнего государственного аудита использования бюджетных средств, выделенных Туркестанской области
- Подробности
11 ноября 2021 года на заседании Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета подведены итоги аудита использования бюджетных средств, выделенных Туркестанской области.
В данном регионе в связи с переносом областного центра в город Туркестан и соответствующим увеличением бюджетных инвестиций возросло количество объектов строительства в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, жилья, а также системы транспортных и инженерных коммуникаций, озеленения, благоустройства и жилых домов. Планируется дальнейшая реконструкция и застройка духовно-культурного центра города.
Вместе с тем, аудитом установлено, что за период реализации Программы развития при общем освоении средств на уровне 99% показатель достижения целевых индикаторов составил 80,1%, что свидетельствует о слабой зависимости между освоением средств и достижением целевых индикаторов.
В результате приобретения в конце 2020 года по Госпрограмме «Нұрлы жер» 160 квартир на общую сумму порядка 2 млрд тенге для социально уязвимых слоев населения и (или) малообеспеченных многодетных семей, не подключенных к инженерным сетям, они остаются незаселенными до сегодняшнего дня. Кроме того, несоблюдение положений этой Госпрограммы в части отсутствия софинансирования из местного бюджета привело к неприобретению еще 78 квартир.
В итоге на 1 августа текущего года 238 из 3330 очередников этой категории (или 7%), при полном освоении бюджетных средств, выделенных для этих целей, не обеспечены социальным жильем.
В 151 из 697 населенных пунктов области (21,7%) подача воды осуществляется по графику, что негативно влияет на качество жизни их населения.
Наряду с этим, в 172 населенных пунктах отмечается дефицит мощности электроэнергии, в результате более 250 тыс. человек (12,3%) не обеспечиваются качественным электроснабжением.
Вследствие некачественного планирования, а также принятия в эксплуатацию несоответствующих требованиям эксплуатирующей организации объектов газоснабжения в 2018-2020 годах, только 7 объектов из 111 своевременно подключены к централизованному газоснабжению. Более того, 43 построенных объекта на момент аудита не функционировали.
В результате без ожидаемого доступа к газу оказалось порядка 168 тыс. жителей области и соответственно не достигнут эффект от использования затраченных бюджетных средств.
Построенные в 2020 году подъездные железнодорожные пути в рамках Дорожной карты бизнеса 2020 для обеспечения отстоя вагонов нефтехимического завода на станции Бадам Ордабасинского района не используются по назначению. В этой связи бюджетные средства на сумму 1 млрд тенге затрачены неэффективно.
В 2018-2020 годах из-за неравномерного планирования строительства школ сложился угрожающий рост дефицита ученических мест в г. Туркестане, Сайрамском и Сарыагашском районах. Отмечается ряд системных проблем в техническом оснащении школ региона.
Кроме того, установлены факты необоснованного субсидирования сельхозпроизводителей, а также ненадлежащего мониторинга использования субсидий, приведшее к перепродаже просубсидированного скота, неиспользованию поливного оборудования, к затягиванию ввода инвестиционных объектов, что нивелирует эффект господдержки развития сельхозпроизводителей на сумму 1,3 млрд тенге. Допускались факты отзыва электронных счет-фактур, использованных 8 сельхозпроизводителями для подтверждения получения субсидий в общей сумме 0,2 млрд тенге, что указывает на признаки схемы для необоснованного получения субсидий.
Выделяемые ежегодно целевые трансферты из республиканского бюджета в сфере здравоохранения не повлияли на показатели роста ожидаемой продолжительности жизни, которые в Туркестанской области по сравнению с другими регионами страны находятся на последних позициях.
По итогам аудита Счетным комитетом даны соответствующие рекомендации Правительству по совершенствованию законодательства. Акиму Туркестанской области поручено принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, и рассмотрению ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства.
В органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, направлены материалы по 19 фактам нарушений. По отдельным фактам нарушений Счетным комитетом принято решение о передаче материалов государственного аудита в правоохранительные органы для принятия процессуального решения.
Источник: https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/283562?lang=ru
11 ноября состоялось заседание Совета по управлению Фондом «Самрук-Қазына»
- Подробности
В ходе заседания под председательством Первого Президента Казахстана был заслушан доклад Председателя Правления АО «ФНБ «Самрук-Қазына» А. Саткалиева об итогах деятельности Фонда национального благосостояния за девять месяцев текущего года, его основных стратегических целях и ключевых приоритетах развития.
Участники заседания одобрили представленную Стратегию развития АО «ФНБ «Самрук-Қазына» на 2022-2031 годы, которая предусматривает увеличение инвестиций для реализации инфраструктурных, экспортоориентированных и импортозамещающих проектов в реальном секторе экономики Казахстана.
Членами Совета также были приняты к сведению концептуальные подходы АО «ФНБ «Самрук-Қазына» по переходу к низкоуглеродному развитию. При этом была отмечена необходимость сохранения разумного баланса между энергетической и экологической безопасностью.
Нурсултан Назарбаев поддержал предложенные цели АО «ФНБ «Самрук-Қазына» по достижению углеродной нейтральности к 2060 году.
Кроме того, Елбасы отметил важность повышения устойчивости цепочек поставок энергии, развития местного содержания, диверсификации экономики, в том числе путем создания современных производств в целях наполнения внутреннего рынка отечественными товарами и увеличения доли экспорта.
Отдельное внимание было уделено вопросу сотрудничества АО «ФНБ «Самрук-Қазына» с ведущими зарубежными суверенными фондами благосостояния. В данном контексте Елбасы подчеркнул высокую динамику развития отношений с Объединенными Арабскими Эмиратами, указав на их уникальный опыт и инвестиционные возможности, которые крайне важны для экономики Казахстана на пути ее модернизации.
В ходе заседания также были заслушаны отчеты руководства АО «НК «КазМунайГаз», АО «НАК «Казатомпром» и АО «Казахтелеком» о текущей ситуации и прогнозах развития на ближайшие годы.
11 ноября под председательством Спикера М. Ашимбаева состоялось заседание Сената
- Подробности
Сенаторами был рассмотрен и принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам перераспределения полномочий между уровнями государственного управления» во втором чтении.
Комментируя принятие данного Закона, Спикер Сената подчеркнул, что это важный шаг, в первую очередь, направленный на реформирование системы госуправления страны.
Также депутаты рассмотрели и приняли Закон «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о создании на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса «Байтерек» от 22 декабря 2004 года».
Протокол предполагает освобождение космического ракетного комплекса «Байтерек» от бюджетного кредита, а также гарантирует его загрузку. То есть у сторон будут взаимные обязательства на выполнение с указанного комплекса коммерческих заказов по выведению космических аппаратов на орбиты ракетой-носителем «Союз-5» и ее возможными модификациями, в количестве не менее двух пусков в год.
Кроме того, депутаты рассмотрели представление Президента страны об избрании на должность судьи Верховного Суда. Сенаторы на эту должность избрали Б. Нажмиденова.
В завершении заседания сенаторы озвучили свои депутатские запросы. С. Ершов поднял проблемы в сфере промышленной безопасности, ставшими особенно актуальными после трагедии на шахте в Карагандинской области. А. Шакиров, В. Волков и Л. Сулеймен предложили совершенствовать правоотношения в сфере жилищной политики и запретить взыскание единственного жилья с граждан.
Н. Кылышбаев попросил принять необходимые меры по решению проблем, связанных с ужесточением карантинных мер КНР, повлиявших на скопление транспортов на границе, а также совершенствованию таможенного законодательства, А. Лукин акцентировал внимание на вопросах охраны зеленых насаждений, а Е. Мамытбеков предложил разработать законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере захоронения, размещения и содержания кладбищ.
10 ноября состоялось пленарное заседание Мажилиса Парламента
- Подробности
На пленарном заседании под председательством Спикера Мажилиса Н. Нигматулина депутаты Палаты одобрили в первом чтении законодательные поправки в Налоговый кодекс и Закон о введении его в действие.
Законопроект разработан парламентариями в целях реализации отдельных поручений Главы государства, инициатив по поддержке бизнеса и граждан, мер по улучшению налогового администрирования, которые направлены в том числе на противодействие теневой экономике.
В ходе обсуждения на пленарном заседании депутаты акцентировали внимание на ряде законодательных норм, касающихся, в частности, вопросов фискализации мобильных платежей, а также уплаты налога за малогабаритные фургоны. Говоря о регулировании мобильных платежей, Спикер Мажилиса подчеркнул, что этой нормой не вводится новый вид налога.
Законопроектом также предлагается облагать налогом малогабаритные фургоны в зависимости от грузоподъемности, а не от объема двигателя, как это закреплено в действующем законодательстве. При этом данную норму, которая коснется более 90 тыс. автомобилей, предлагается сделать ретроспективной, т.е. со вступлением в силу с 1 января 2021 года.
В связи с этим Председатель Мажилиса акцентировал внимание на необходимости полной готовности соответствующих госструктур к перерасчету налога для автовладельцев, уже оплативших его, а также информированию граждан об этом.
Кроме того, по мнению Спикера Мажилиса, должна быть своевременно проведена необходимая разъяснительная работа, чтобы казахстанцы знали, что этот процесс планируется провести в проактивном формате, т.е. без участия владельца автомобиля.
В целом в рамках законопроекта предлагается исключить использовать минимальную заработную плату в качестве расчетного показателя путем замены его на минимальный расчетный показатель (МРП). Предлагается также производить в упрощенном порядке возврат НДС в размере до 80% при экспорте товаров субъектами бизнеса, которые осуществили конвертацию иностранной валюты в тенге не менее 50% валютной выручки, поступившей от экспорта сырья. Кроме того, планируется введение паспорта налогоплательщика, с 1 января 2023 года пересмотреть виды деятельности, разрешенные для применения специальных налоговых режимов и единого совокупного платежа, ввести обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров по результатам камерального контроля. Также в числе предложений – исключение из Налогового кодекса нормы по контрольному счету НДС, применяемые при возврате превышения НДС, введение льготных норм, связанных с приведением в соответствие с законопроектом «О Семипалатинской зоне ядерной безопасности», имплементировать в национальное налоговое законодательство нормы Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС. Предусматривается уведомление налогоплательщиков физических лиц о предстоящих платежах и налоговой задолженности, в том числе через мобильные приложения банков и НАО «Правительство для граждан» и др.
В первом чтении Мажилис одобрил законодательные поправки по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом. Законопроект направлен на оптимизацию правовых механизмов, предусматривающих эффективное применение уголовно-процессуального законодательства в целях быстрого раскрытия преступлений, привлечения к уголовной ответственности лиц, их совершивших и справедливого судебного разбирательства.
«Добро» Мажилиса получил и ряд ратификационных законопроектов. Это соглашения Казахстана с Кыргызстаном и Таджикистаном об оказании безвозмездной военно-технической помощи, а также с Таджикистаном – об оказании военно-технического содействия в обеспечении безопасности в прилегающих районах таджикско-афганской границы.
Во втором чтении депутаты одобрили законопроекты, касающиеся Уполномоченного по правам человека и его деятельности, а также законодательные новшества по вопросам развития институтов внесудебного и досудебного урегулирования споров.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес государственных органов. Их озвучили Ж. Ахметбеков, С. Ерубаев, Д. Мынбай, М. Раманкулов и Е. Смышляева.
Источник: https://www.parlam.kz/ru/mazhilis/news-details/id49070/1/1
10 ноября в Үкімет үйі состоялось заседание Правительства Казахстана
- Подробности
На заседании были рассмотрены итоги социально-экономического развития страны и исполнения республиканского бюджета за январь-октябрь 2021 года. О развитии экономики, денежно-кредитной политике, исполнении республиканского бюджета, местном содержании в государственных закупках доложили Министр национальной экономики А. Иргалиев, Председатель Национального Банка Е. Досаев, Министр финансов Е. Жамаубаев.
Глава Правительства поручил продолжить работу по сдерживанию роста цен на продовольственные товары, обеспечить поддержку отечественного производства, привлечение инвестиций, продвижение экспорта, сохранение занятости населения и создание постоянных рабочих мест.
Также была рассмотрена санитарно-эпидемиологическая ситуация в стране. Министр здравоохранения А. Цой доложил о том, что санитарно-эпидемиологическая ситуация продолжает оставаться стабильной.
Глава Правительства поручил обеспечить повсеместное соблюдение мер санитарных требований, усилить эффективность работы мониторинговых групп по контролю за их соблюдением и принимать жесткие меры к нарушителям.
Третьим вопросом заседания рассмотрен проект Плана законопроектных работ Правительства на 2022 год. Глава Правительства поручил первым руководителям государственных органов обеспечить качество законопроектов и своевременность их внесения в Парламент.
На заседании Правительства рассмотрены предварительные итоги национальной переписи населения. Руководитель Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК Н. Айдапкелов доложил о завершении работы по проведению переписи населения.
Премьер-Министр поблагодарил казахстанцев за активное участие в национальной переписи, а также сотрудников Бюро национальной статистики и привлеченных к кампании граждан за проведенную работу.
Источник: https://primeminister.kz/ru/sessions/zasedanie-pravitelstva-rk-10112021-10102416