Выступление председателя Высшей аудиторской палаты Алихана Смаилова на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК
- Подробности
Кұрметтi Ерлан Жақанұлы!
Құрметтi депутаттар, Үкімет мүшелері!
Прежде всего, позвольте выразить признательность всему депутатскому корпусу Мажилиса за обстоятельное изучение и пристальное внимание к Заключению Высшей аудиторской палаты.
Мы взяли курс на обеспечение большей гласности в своей работе. Результаты аудита стали детальней освещаться в информационном пространстве. К проверкам все чаще привлекается экспертное сообщество. Это должно снять вопросы к объективности итогов аудиторских мероприятий и повысить доверие к системе государственного аудита в целом.
Учитывая полученное Высшей аудиторской палатой, при непосредственной поддержке депутатов, право проводить проверки местных бюджетов, ни один получатель бюджетных средств не останется вне поля зрения внешнего аудита.
Теперь об основных заключениях Высшей аудиторской палаты.
2023 год сопровождался серьезными изменениями в стратегическом планировании. Количество нацпроектов было сокращено до 3-х. Очевидно, что это было сделано для расстановки акцентов на более приоритетных направлениях развития, не терпящих промедлений. И в целях их финансового обеспечения в полном объеме, достаточного для реализации поставленных целей.
Сейчас недостижение запланированных показателей – это исключительно персональная зона ответственности конкретного госоргана. Прикрыться недофинансированием не получится.
В итоге проблемы со своевременным исполнением сохранились. К примеру, по национальному проекту «Комфортная школа» финансирование на 2023 год было предоставлено в полном объеме. А освоено всего 38%. Это непозволительная роскошь в условиях жесткой экономии средств.
37 ПСД по единому стандарту не были своевременно разработаны. По состоянию на апрель т.г. из 207 заключенных договоров на проектирование и строительство «под ключ», положительное заключение вневедомственной экспертизы получено только по 26 проектам. Фактически без ПСД возведены первые этажи и выполнено строительство фундамента на половине объектов, принятых к реализации.
Аналогично наметилось отставание от заданных целей и по проекту «Модернизация сельского здравоохранения». Не завершено проектирование по 227 объектам. На начало текущего года не сданы в эксплуатацию 17% объектов.
Хочу напомнить, что каждый бюджетный тенге изыскивался в условиях нехватки средств. Мне, находившемся на посту Премьер-Министра в тот период, как никому это известно.
Была проведена серьезная работа по альтернативным источникам финансирования. Все это для того, чтобы приоритетные задачи были обеспечены ресурсами в полном объеме. Были сняты бюрократические барьеры, созданы все условия для своевременного запуска нацпроектов.
Поэтому, уже в качестве главы Высшей аудиторской палаты, хочу заверить: спрос с нерадивых администраторов бюджетных программ будет жесткий и беспристрастный.
В этом году по предложению депутатов мы продолжили рассматривать расходование государственных ресурсов через призму достигнутых эффектов. Почти половину из запланированных макроиндикаторов не представляется возможным оценить по причине позднего формирования статистики.
Несмотря на очевидную потребность, система статистики так и не претерпела качественных изменений. В эпоху цифровизации непозволительно формировать статистику с опозданием на год и более. Иначе теряется ее значимость и ценность.
Важно форсировать планы по тотальной оцифровке всех показателей для мониторинга их достижения в режиме реального времени. Это позволит отслеживать отклонения и принимать качественные и точечные решения для недопущения срывов в достижении страновых целей.
Центральными госорганами не достигнуто 12% макроиндикаторов. Тогда как расходы бюджета исполнены почти на 100%. Как такое недостижение повлияло на развитие экономики и благосостояние населения, в отчете Правительства не раскрывается.
Экономические эффекты администраторы бюджетных программ научились прогнозировать и оценивать. В то время как оценка базовых социальных гарантий через призму улучшения качества жизни населения несправедливо забыта. Такая оценка ни при формировании бюджета, ни при его исполнении практически никем не осуществляется. И это в условиях высокой социальной ориентированности бюджета.
В этой связи предлагается внедрение Единого Национального стандарта качества жизни населения. Он нужен для измерения и оценки влияния расходов государственного бюджета на благосостояние среднестатистического казахстанца.
Высокий уровень освоения бюджетных средств на центральном уровне, с предоставлением большей самостоятельности акиматам в решении региональных задач, в отдельных случаях продемонстрировал низкую результативность. Почти 5 трлн тенге составили субвенции регионам за счет передачи целевых текущих трансфертов в базу трансфертов общего характера. Это рост более чем в 2 раза за последние 3 года. Целевые трансферты составили еще почти 2 трлн тенге, исполнение по которым достаточно высокое – 98%.
А по факту? Имеет место низкая бюджетная дисциплина.
Только по результатам аудита в 4 областях – Абай, Жетісу, Ұлытау и Алматинской – отмечено несоблюдение нормативных сроков строительства по 27% бюджетных инвестиционных проектов. Реализация отдельных проектов длится до 10 лет. По несвоевременно завершенным проектам уже отмечено удорожание суммарно более чем на 60%. По остальным только предстоит узнать, во что выльется нерасторопность регионов в реализации важных инженерных и инфраструктурных проектов.
В этих 4 регионах произведена оплата за невыполненный объем работы почти на 3,4 млрд тенге. Имеют место факты использования не по назначению объектов, очень важных и востребованных в регионах. К примеру, в городе Семей по причине несоблюдения требований пожарной безопасности в части удаленности от АЗС не используется построенная в 2023 году котельная «Центр» на сумму 1,7 млрд тенге. По причине заморозки в городе Жезказган до сих пор не заселен построенный в 2023 году жилой дом стоимостью почти 600 млн тенге.
В реализации бюджетных инвестиционных проектов нужно навести порядок. Необходимо прекратить повсеместную практику затягивания сроков исполнения и удорожания проектов. Сроки от планирования проектов до начала их реализации требуют сокращения.
Администраторам бюджетных программ должно быть вменено обязательное применение типовых проектов. По таким проектам должна быть ускоренная процедура планирования, получения необходимых экспертиз и разрешений. Возможное удорожание по ним можно отслеживать через применение IT-решений для мониторинга заложенных в этих проектах стоимостных характеристик. Это в перспективе может если не исключить необходимость прохождения процедур, связанных с удорожанием проекта, так хотя бы их сократить.
Определение поставщиков должно максимально исключать человеческое участие. Цифровые решения это позволяют.
Бремя удорожания проектов по субъективным причинам необходимо возложить исключительно на подрядчиков. А допущенное промедление со стороны заказчиков, повлиявшее на сроки реализации проектов и повлекшее увеличение их сметной стоимости, должно войти в разряд дискредитирующих государственную службу проступков.
В реальном секторе экономики основные системообразующие инфраструктурные инициативы реализуются через национальные компании. Большие ресурсы идут на поддержку бизнеса. Необходима прозрачность в этих вопросах, беспристрастный анализ эффективности такой поддержки для экономики.
Мы уже приступили к аудиту стимулирования промышленно-инновационной деятельности по проектам обрабатывающей промышленности. О результатах доложимся в текущем году.
Субъекты квазигосударственного сектора, участвуя в реализации общестрановых задач, только за 2023 год из республиканского бюджета получили финансирование почти на 1,2 трлн тенге. При этом неиспользованный ими остаток по итогам года вырос более чем в 2,5 раза по сравнению с предыдущим периодом.
Это вопиющий факт в условиях недостаточности средств в бюджете на решение множества других важных задач.
Пора квазигоссектору отвечать за неосвоение и низкую результативность при планировании бюджета и его исполнении наравне с государственными органами – на площадке Парламента.
Должен заработать механизм возврата неиспользованных средств, ранее выделенных на увеличение уставного капитала. Нужно прекратить практику их накопления на контрольных счетах.
Деньги должны работать на экономику и во благо казахстанцев.
Требуются безотлагательные меры по улучшению прогностической функции в бюджетном и стратегическом планировании с применением искусственного интеллекта. Здесь важно Агентству по стратегическому планированию и реформам усилить свою координирующую роль.
Сейчас, хотя государственный долг и находится в безопасных пределах, долговые обязательства Правительства составляют 24,9 трлн тенге. Это по состоянию на январь текущего года. Пик нагрузки на бюджет по обслуживанию привлеченных в прошлое 10-летие займов приходится на 2024-2025 годы. За отчетный год на погашение и обслуживание госдолга было направлено 28% от доходов бюджета без учета трансфертов Нацфонда или 19% от всех расходов.
В этих вопросах нужно долгосрочное видение во взаимоувязке с макроэкономическими и бюджетными параметрами. Нуждается в дальнейшем раскрытии информация о состоянии государственного и квазигосударственного долга.
Это основные моменты, на которые хотелось обратить ваше внимание.
По всем обозначенным вопросам Высшей аудиторской палатой выработаны соответствующие рекомендации.
Всего, согласно данным Правительства и результатам проведенных аудитов всеми органами госаудита, сумма неэффективного использования бюджетных средств составила 489 млрд тенге.
По итогам 2023 года Высшей аудиторской палатой в правоохранительные органы передано 23 материала аудита. Привлечены к дисциплинарной ответственности 123 должностных лица, к административной – 32 физических и юридических лица. В отчетном периоде восстановлено и возмещено 28 млрд тенге.
Уважаемые депутаты!
Хочу заверить, что каждое поручение по итогам аудита остается на жестком контроле Высшей аудиторской палаты до его полного исполнения.
Наша совместная работа с Правительством и Парламентом в вопросах совершенствования бюджетных процессов будет продолжена.
Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/786200?lang=ru