06.08.2015 6 августа текущего года состоялось очередное заседание Счетного комитета
- Подробности
6 августа текущего года состоялось очередное заседание Счетного комитета
1.Подведены итоги контроля использования средств республиканского бюджета, выделенных Восточно-Казахстанской области, а также соблюдения Стандартов государственного финансового контроля.
Отмечено, что из-за отсутствия должной организации, координации и мониторинга использования средств республиканского бюджета со стороны местных исполнительных органов области при использовании средств республиканского бюджета допущен ряд серьезных недостатков и нарушений, негативно повлиявших на качество и эффективность реализации запланированных мероприятий.
Средства республиканского бюджета, выделяемые на социально-экономическое развитие области в виде трансфертов, местными исполнительными органами используются недостаточно эффективно и рационально.
В 2013 году отдельные прямые и конечные результаты по итогам использования целевых трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета, не достигнуты. Отчетность об использовании трансфертов из республиканского бюджета составляется с нарушениями и с искажениями. Общая сумма неосвоенных в 2013-2014 годах трансфертов составила 730 млн. тенге.
Реализация отдельных инвестиционных проектов на общую сумму более 14 млрд. тенге начата при отсутствии соответствующих экономических заключений и технико-экономических обоснований. Реализация ряда инвестиционных проектов в дорожной отрасли, на реализацию которых из республиканского бюджета затрачено более 2,0 млрд. тенге, приостановлена. При этом на реализацию отдельных инвестиционных проектов из местного бюджета недофинансировано 3,1 млрд.тенге.
Не введены в эксплуатацию 5 объектов водоснабжения и водоотведения и 1 объект теплоэнергетической системы, несмотря на полное освоение местными исполнительными органами средств в размере 8,5 млрд.тенге, выделенных на данные цели.
Жители четырех сельских населенных пунктов области, на строительство сетей водоснабжения которых затрачено 1,4 млрд.тенге, качественной питьевой водой, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, не обеспечены.
Удорожание инвестиционного проекта «Реконструкция сетей водопроводов в с.Бескарагай» на сумму более двухсот миллионов тенге необоснованно произведено за счет средств республиканского бюджета.
Принятые в эксплуатацию три 60-ти квартирных жилых дома в 6 микрорайоне г.Риддер общей сметной стоимостью свыше 1,3 млрд. тенге из-за отсутствия инженерных сетей не заселены.
Государственными приемочными комиссиями при наличии незавершенных объемов работ приняты в эксплуатацию объекты сметной стоимостью 1,6 млрд.тенге. В то же время без актов государственной приемочной комиссии эксплуатируются тепловые сети котельной и ТЭЦ-1 в г.Семей стоимостью 18,5 млрд.тенге и очистные сооружения канализации в г.Усть-Каменогорске стоимостью 1,8 млрд.тенге.
Общая сумма выявленных нарушений бюджетного и иного законодательства составила 41,5 млрд.тенге, неэффективно использованы средства республиканского бюджета на сумму 3,3 млрд.тенге.
По итогам заседания Счетным комитетом Акиму Восточно-Казахстанской области поручено принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих им, а также рассмотрению ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства.
Принято решение направить отдельные материалы контроля в правоохранительные органы.
2. Подведены итоги контроля эффективности использования бюджетных средств, выделенных бюджету Западно-Казахстанской области.
Отмечено отсутствие увязки планируемых к реализации проектов и объемов целевых трансфертов со стратегическими документами развития региона. Это приводит к неисполнению мероприятий Прогноза социально-экономического развития области и реализации проектов, не являющихся приоритетными.
Установлено, что в 2013-2014 годах из республиканского бюджета на основании бюджетных заявок, не имеющих необходимых обоснований и расчетов, выделены целевые трансферты и кредиты на сумму свыше 15,0 млрд.тенге, в том числе на строительство завершенных объектов.
Так, на строительство школы на 1200 мест в г.Уральск, введенной в эксплуатацию в августе 2012 года, в 2013 году выделены трансферты на общую сумму 229,2 млн.тенге.
Из-за некачественного планирования допущено неосвоение целевых трансфертов, выделенных по Программе развития моногородов на 2012-2020 годы на субсидирование процентной ставки по кредитам банков для реализации проектов и предоставление грантов на развитие новых производств.
Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» реализуется недостаточно эффективно. Отмечено снижение за последние 4 года количества рабочих мест, а также сумм поступлений в бюджет от отдельных ее участников.
Приобретенные Управлением энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области напорные пластиковые трубы на сумму 50,0 млн.тенге с 2012 года хранятся под открытым небом, при этом их гарантийный срок хранения истек в 2014 году. Установлена недостача труб на сумму 3,2 млн.тенге, восстановленных в ходе контроля.
Установлены факты нарушения законодательства о государственных закупках на общую сумму 522,5 млн.тенге. В отношении шести подрядчиков, ненадлежащим образом исполнивших свои договорные обязательства, иски в судебные органы не направлялись, что позволило им избежать установленной законодательством ответственности.
Строительство 14 объектов на общую сумму 3,3 млрд.тенге начато без утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, реализация инвестиционных проектов стоимостью 8,2 млрд.тенге осуществлена без технико-экономических обоснований.
Строительно-монтажные работы на сумму 3,9 млрд.тенге на 51 объекте строительства проведены без уведомления органа, осуществляющего государственный архитектурно-строительный контроль.
Выявлены факты оплаты Управлением строительства области невыполненных объемов строительно-монтажных работ на общую сумму 14,6 млн.тенге.
Допущен срыв сроков реализации 114 бюджетных инвестиционных проектов, в том числе по причине отсутствия софинансирования за счет средств областного бюджета на сумму 1,3 млрд.тенге.
Установлено, что автомобильные дороги областного значения протяженностью свыше 5,0 тыс. км балансовой стоимостью свыше 11,0 млрд.тенге эксплуатируются при отсутствии технической документации.
В 2014-2015 годах на реализацию проекта «Строительство газопровода высокого давления от с.Каратобе до с.Алаколь, с. Актайсай Каратобинского района» выделены бюджетные средства на сумму 203,1 млн.тенге, по завершению которой газификация жилых домов и объектов социального назначения с.Алаколь не обеспечена.
Тариф на товарный газ для населения области более чем в три раза превышает аналогичные тарифы в Атырауской и Актюбинской областях.
Общая сумма нарушений бюджетного и иного законодательства составила свыше 25,5 млрд. тенге, неэффективно использованы средства республиканского бюджета на сумму 312,0 млн. тенге.
В ходе контроля в республиканский бюджет возмещен 31,0 млн. тенге, обеспечено исполнение подрядчиками договорных обязательств по проведению строительно-монтажных работ на сумму 100,7 млн. тенге.
По итогам заседания Счетным комитетом Акиму Западно-Казахстанской области поручено принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих им, привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства, а также дан ряд других поручений.
Отдельные материалы контроля будут направлены в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений.
3. Подведены итоги контроля использования средств республиканского бюджета, выделенных Мангистауской области, а также соблюдения Стандартов государственного финансового контроля.
Отмечены низкая эффективность реализации отдельных инвестиционных проектов, непринятие необходимых мер к достижению конечных результатов по обязательствам, принятым в рамках соглашений по целевым трансфертам, отсутствие со стороны уполномоченных органов области должного контроля использования бюджетных средств.
В результате некачественного планирования допущено неосвоение выделенных области целевых трансфертов и бюджетных кредитов. Установлены факты несвоевременного перечисления областными управлениями целевых трансфертов на развитие районным и городским бюджетам региона.
Плановая мощность 6 из 33 проектов, предусмотренных Картой индустриализации, не достигнута, по 7 проектам производство не осуществлялось.
Особое внимание в ходе заседания уделено деятельности АО «НК «СПК «Каспий», на протяжении нескольких лет сопровождающейся многочисленными нарушениями, что, по оценке Счетного комитета, вызвано отсутствием контроля со стороны уполномоченных органов области.
Так, в 2011-2012 годах акиматом области на строительство I очереди жилого комплекса в мкр. «Акку» г.Актау для очередников и вкладчиков по системе жилищно-строительных сбережений АО «НК «СПК «Каспий» выделены средства республиканского бюджета в сумме 5,0 млрд.тенге, однако ни одного квадратного метра для участников введено не было. При этом количество лиц, стоящих в очереди на получение жилья, с 2012 по 2015 год увеличилось с 4,6 тыс.человек до 6,6 тыс.человек.
Строительство жилого комплекса в мкр. «Акку» сопровождалось грубейшими нарушениями законодательных актов и строительных нормативов, в результате в 2013 году строительство данного жилого комплекса было приостановлено на срок более одного года и повлекло проведение дополнительных работ на сумму 0,5 млрд.тенге.
АО «НК «СПК «Каспий» средства республиканского бюджета в сумме 1,6 млрд.тенге при отсутствии актов выполненных работ перечислены генеральной подрядной организации ТОО «Корпорация MAG».
Установлено, что бюджетный кредит на сумму 347,7 млн. тенге, предназначенный для строительства жилых домов I очереди в мкр. «Акку», вместо возврата в доход республиканского бюджета дочерней компанией АО «НК «СПК «Каспий» с 2013 года размещен на депозите в банке второго уровня.
Несмотря на значительный объем финансирования за счет бюджетных средств акиматом области для завершения строительства комплекса дополнительно привлечены частные средства АО «Каражанбасмунай» в сумме 1,1 млрд.тенге с последующей передачей прав собственности на часть квартир в построенных домах по их себестоимости.
Отсутствие софинансирования инвестиционных проектов из местного бюджета привело к увеличению нагрузки на республиканский бюджет и затягиванию сроков их реализации.
По отдельным инвестиционным проектам установлены факты реализации без утвержденного в установленном порядке технико-экономического обоснования, некачественной разработки проектно-сметной документации, проведения строительно-монтажных работ, не предусмотренных ПСД.
В нарушение Закона «О государственном имуществе» введенные в эксплуатацию здания и сооружения на общую сумму 263,9 млн. тенге на баланс эксплуатирующего органа не приняты.
Отдельными администраторами бюджетных программ области допущены нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности на общую сумму 6,2 млрд.тенге, из которых в ходе контроля восстановлено 1,8 млрд.тенге.
Общая сумма выявленных нарушений бюджетного и иного законодательства составила 41,8 млрд.тенге, что составляет свыше 70% от общего объема средств, охваченных контролем, неэффективно использованы средства республиканского бюджета на сумму 3,0 млрд.тенге.
По итогам заседания Счетным комитетом обращено внимание Правительства Республики Казахстан на отсутствие должного контроля за использованием средств целевых трансфертов и кредитов из республиканского бюджета со стороны местных исполнительных органов области. Акиму Мангыстауской области поручено принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих им, а также рассмотрению ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства.
Принято решение направить отдельные материалы контроля в правоохранительные органы.
Пресс-служба Счетного комитета