Қаз   Рус  Eng

22 апрель 2016

Состоялась встреча Председателя Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина с Чрезвычайным и Полномочным Послом Японии в Республике Казахстан г-ном Ичиро Кавабата

Встреча состоялась в преддверии предстоящего рабочего визита делегации Счетного комитета во главе с Председателем Козы-Корпешем Джанбурчиным в высший орган государственного аудита Японии (Совет аудита).

Козы-Корпеш Джанбурчин отметил, что в настоящее время в Казахстане осуществляется переход системы финансового контроля на государственный аудит. «В этой связи, многолетний опыт деятельности Совета аудита в вопросах проведения государственного аудита, обучения и повышения квалификации кадров представляет для нас особый интерес», – подчеркнул он.

В свою очередь г-н Ичиро Кавабата пожелал делегации Счетного комитета плодотворной работы в ходе визита в Совет аудита.

По завершении встречи стороны выразили надежду на дальнейшее укрепление двустороннего взаимодействия между высшими органами государственного аудита Казахстана и Японии.

Совет аудита Японии – высший орган государственного аудита Японии, образован в 1869 году. Совет аудита Японии имеет в составе Аудиторские Комиссии и Генеральное Исполнительное Управление. Президент Совета аудита Японии назначается Правительством на основе голосования среди комиссаров. Президент представляет высший орган государственного аудита Японии и председательствует на заседаниях Аудиторских Комиссий.

Пресс-служба Счетного комитета

22.04.2016года

22 апреля состоялось очередное заседание Счетного комитета

Подведены итоги государственного аудита эффективности деятельности Министерства финансов по реализации государственной политики по отдельным вопросам исполнения бюджета и использования средств республиканского бюджета, выделенных из резерва Правительства.

Отмечено, что при исполнении республиканского бюджета и использовании средств резерва Правительства Министерством финансов допущены отдельные нарушения и недостатки.

За последние пять лет в структуре доходов республиканского бюджета наблюдается тенденция замещения налоговых поступлений трансфертами из Национального фонда и нижестоящих бюджетов. Так, если в 2011 году трансферты составляли 29,8% от доходов республиканского бюджета, то за 2015 год уже 42,9%.

Наблюдается ежегодный рост числа контрагентов, использующих схемы взаиморасчетов с лжепредприятиями для минимизации платежей в бюджет. В 2013 году их количество составляло 1 170, в 2014 году – 1 169, в 2015 году – уже 2 951.

Применение лжепредприятиями в Карагандинской, Южно-Казахстанской областях, городах Астане, Алматы фиктивных пирамид взаиморасчетов и несвоевременного снятия с учета по НДС привело к недопоступлениям в республиканский бюджет свыше 8,0 млрд. тенге.

Территориальными департаментами госдоходов ряда регионов допущены нарушения классификации товаров и полноты взиманияантидемпинговых пошлин, повлекшие недопоступление в бюджет таможенных платежей и налогов на общую сумму 94,8 млн. тенге.

Сумма потерь республиканского бюджета, допущенных из-за неэффективного налогового и таможенного администрирования, составила 10 708,8 млн. тенге, несовершенства таможенного законодательства – 1 300,0 млн. тенге.

Отмечается низкая эффективность таможенных досмотров и экспертиз, осуществляемых территориальными органами госдоходов. Департаментами госдоходов по Атырауской, Алматинской, Костанайской, Актюбинской областям за 2015 год по итогам проведения свыше 1,0 тыс. досмотров не выявлен ни один факт нарушения таможенного законодательства.

Сроки приема-передачи изъятого имущества, обращенного в собственность государства, не установлены, что приводит из-за их длительного хранения к потерям потребительских свойств и порче.

Департаментами государственного имущества и приватизации по Актюбинской и Карагандинской областям не обеспечена эффективность реализации имущества, обращенного в собственность государства, при выставлении на аукцион различных товаров народного потребления, оцененных на сумму более 300,0 млн. тенге одним лотом. Вследствие чего цена продажи сложилась в 1,5 раза ниже оценочной.

Министерством финансов функция по формированию и реализации государственной политики в области накопления финансовых активов государствдолжным образом не осуществляется.

На счетах субъектов квазигосударственного сектора с2012по 2014 годбез движения находились бюджетные инвестициив размере 18,4 млрд.тенге, выделенные на увеличение их уставных капиталов, сумма обесценения их в связи с ростом курса доллара составила 8,2 млрд. тенге.

Приобретенное за счет средств резерва Правительства на неотложные затраты оборудование общей стоимостью 9 200,9 млн. тенге не используется и находится на складах комитетов по делам строительства и гражданской авиации, управлений строительства и энергетики города Алматы.

Общая сумма выявленных Счетным комитетом финансовых нарушений составила 4,1 млрд. тенге, неэффективно использованных средств республиканского бюджета – 24,6 млрд. тенге, процедурных нарушений бюджетного и иного законодательства – 74.

В ходе аудиторского мероприятия по бухгалтерскому учету и посредством выполнения подрядчиками работ (услуг) восстановлено 2,7 млрд. тенге. К дисциплинарной ответственности привлечены 2 должностных лица.

Министерствам финансов и национальной экономики, акимату городу Алматы поручено принять меры по устранению выявленных нарушений, рассмотреть ответственность должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства, а также дан ряд других поручений.

Отдельные материалы контроля будут направлены в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений.

Пресс-служба Счетного комитета

22.04.2016г

В Счетном комитете состоялся круглый стол по вопросам разъяснения норм Закона «О государственном аудите и финансовом контроле»

В работе круглого стола приняли участие представители Министерства финансов, НПП «Атамекен», АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «Байтерек», АО «НУХ «Казагро», а также профессиональных аудиторских организаций «Палата аудиторов РК», «Союз аудиторов Казахстана» и «Коллегия аудиторов».
Во вступительном слове Председатель Счетного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин отметил, что целями мероприятия являются презентация перехода системы государственного финансового контроля на государственный аудит, разъяснение новшеств законодательства о государственном аудите и финансовом контроле, освещение деятельности и роли Счетного комитета в становлении и развитии системы государственного аудита в Казахстане.
Модератором круглого стола выступила член Счетного комитета Айгуль Мухаметкарим.
В ходе мероприятия рассмотрены вопросы внедрения государственного аудита в органах внешнего и внутреннего государственного аудита, обсуждены их основные задачи.
Особое внимание уделено нововведениям, связанным с принятием Закона «О государственном аудите и финансовом контроле». В частности, вопросам проведения аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора.
Отмечено, что в связи с недостаточностью ресурсов Счетного комитета для охвата всех субъектов квазигосударственного сектора, аудит использования бюджетных средств будут проводить частные аудиторские компании (аудит специального назначения). Счетный комитет со своей стороны будет проводить контроль результатов аудита спецназначения аудиторских организаций.
Обсуждены вопросы повышения квалификации работников системы государственного аудита и финансового контроля, формирования пула сертифицированных государственных аудиторов.
Так, по мнению участников круглого стола, внедрение в соответствии с Законом «О государственном аудите и финансовом контроле» системы сертификации государственных аудиторов позволит повысить профессиональный уровень проверяющих и квалификационные требования к работникам органов государственного аудита.
Отмечено, что сертификат будет выдаваться после подтверждения знаний и положительного заключения Национальной комиссии по сертификации государственных аудиторов. Планируется, что в течение 2016 года Национальной комиссией будет проведена сертификация около двух тысяч работников органов государственного аудита и финансового контроля.
Рассмотрены вопросы создания Единой информационной базы данных органов государственного аудита и финансового контроля. Подчеркнуто, что база формируется в целях обмена информацией между органами государственного аудита и финансового контроля, надзорными и иными государственными органами, а также проведения электронного государственного аудита. Использование единой базы данных обеспечит прозрачность государственного аудита, позволит систематизировать и анализировать результаты аудиторских мероприятий, а также значительно снизить коррупционные риски.

Пресс-служба Счетного комитета

21.04.2016 года

21 апреля 2016 года состоялось очередное заседание Счетного комитета

На заседании подведены итоги государственного аудита использования активов государства РГП на ПХВ «Государственная вневедомственная экспертиза проектов».

Отмечено, что общее количество проектов, представленных на комплексную экспертизу, в 2015 году в сравнении с 2014 годом уменьшилось на 25%, в то время как средняя стоимость услуг РГП «Госэкспертиза» выросла на 30,4%.

Анализ показал снижение качества предоставляемых на экспертизу материалов. Так, в 2015 году не был утвержден каждый 10 проект. Количество проектов, по которым были выданы отрицательные заключения, по сравнению с 2014 годом увеличилось на 37%.

Отмечено, что проведение комплексной вневедомственной экспертизы проектов осуществляется при помощи Единой информационной системы, которая постоянно дорабатывается и не введена в промышленную эксплуатацию. Это приводит к рискам несанкционированного доступа к информации, внесению изменений, корректировок и утрате данных, на основании которых производятся строительные процессы, а также недоработки механизма сохранения окончательных вариантов сметной документации

Выявлены многочисленные нарушения законодательства о государственных закупках. В документации по 7 конкурсам на общую сумму 403,6 млн. тенге установлены излишние квалификационные требования к поставщикам. В 2014-2015 годах РГП «Госэкспертиза» и рядом его филиалов заключены договоры на общую сумму 165,2 млн. тенге с 318 внештатными экспертами и консультантами, не имеющими аттестатов, подтверждающих право проводить экспертизу проектов.

Без согласования с комитетами по государственному имуществу, а также по делам строительства осуществлена выдача займов на приобретение жилья работникам РГП «Госэкспертиза» на общую сумму 78,3 млн. тенге.

В РГП «Госэкспертиза» и его филиалах в Южно-Казахстанской области, городах Астане и Алматы установлен ряд нарушений ведения бухгалтерского учета, допущены факты искажения финансовой отчетности на общую сумму 60,1 млн. тенге, наличия и сокрытия дебиторской задолженности по заработной плате работников.

Площадь помещений филиалов РГП «Госэкспертиза» по Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Костанайской, Мангистауской, Северо-Казахстанской областям, городам Астаны и Алматы превысила в 2014 году установленные нормы на 2634,7 м², в 2015 году – на 3709,3 м².

Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 214,4 млн. тенге, нарушений, допущенных при использовании активов, – 10,8 млн. тенге. Количество процедурных нарушений составило 17 на сумму 802,0 млн. тенге, системных недостатков – 5. Доходы РГП «Госэкспертиза» на сумму 5 601,2 млн. тенге получены в нарушение принципа эффективности при несоблюдении нормативных актов в области информатизации.

По итогам заседания Счетный комитет рекомендовал Правительству принять меры по введению ответственности за неэффективное использование бюджетных средств и активов государства, внесению изменений и дополнений в законодательство обархитектурной, градостроительной и строительной деятельности в части установления ответственности за несоответствие проектно-сметной документации проектным решениям, регламентации процедур взаимодействия между РГП и органами, осуществляющими архитектурно-строительный контроль, а также внесению изменений в законодательство о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

РГП на ПХВ «Государственная вневедомственная экспертиза проектов» поручено принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих им, привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства, а также дан ряд других поручений.

Пресс-служба Счетного комитета

21.04.2016

Состоялось VIII заседание Рабочей группы по разработке стандартов государственного финансового контроля (аудита) ВОФК государств-участников СНГ, г. Душанбе (Республика Таджикистан)

В заседании под председательством члена Счетного комитета Казахстана Константина Плотникова приняли участие представители высших органов финансового контроля (аудита) Беларуси, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана.

В ходе заседания рассмотрены проект Плана работы Рабочей группы на 2016-2017 годы, концепция актуализации Глоссариятерминов, используемых в стандартах государственного финансового контроля (аудита), структура проекта Стандарта «Этические требования, принципы и нормы поведения для работников высших органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств».

Обсуждены перспективы разработки методологической базы высших органов финансового контроля (аудита) государств-участников СНГ и подготовки соответствующих документов (стандартов, методик, рекомендаций и других) по вопросам, представляющим взаимный интерес.

По итогам заседания утвержден План работы Рабочей группы на 2016-2017 годы, одобрены концепция актуализации указанного Глоссария и структура проекта Стандарта «Этические требования, принципы и нормы поведения для работников высших органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств».

Рабочая группа по разработке стандартов государственного финансового контроля (аудита) высших органов финансового контроля государств-участников СНГ образована по решению Х сессии Совета руководителей высших органов финансового контроля государств-участников СНГ, прошедшей в сентябре 2010 года в г. Ереване (Республика Армения).

Счетный комитет председательствует в Рабочей группе со дня ее образования.

Пресс-служба Счетного комитета

22.04.2016

В Счетном комитете состоялся круглый стол по вопросам разъяснения норм Закона «О государственном аудите и финансовом контроле»

В работе круглого стола приняли участие представители Министерства финансов, НПП «Атамекен», АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «Байтерек», АО «НУХ «Казагро», а также профессиональных аудиторских организаций «Палата аудиторов РК», «Союз аудиторов Казахстана» и «Коллегия аудиторов».
Во вступительном слове Председатель Счетного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин отметил, что целями мероприятия являются презентация перехода системы государственного финансового контроля на государственный аудит, разъяснение новшеств законодательства о государственном аудите и финансовом контроле, освещение деятельности и роли Счетного комитета в становлении и развитии системы государственного аудита в Казахстане.
Модератором круглого стола выступила член Счетного комитета Айгуль Мухаметкарим.
В ходе мероприятия рассмотрены вопросы внедрения государственного аудита в органах внешнего и внутреннего государственного аудита, обсуждены их основные задачи.
Особое внимание уделено нововведениям, связанным с принятием Закона «О государственном аудите и финансовом контроле». В частности, вопросам проведения аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора.
Отмечено, что в связи с недостаточностью ресурсов Счетного комитета для охвата всех субъектов квазигосударственного сектора, аудит использования бюджетных средств будут проводить частные аудиторские компании (аудит специального назначения). Счетный комитет со своей стороны будет проводить контроль результатов аудита спецназначения аудиторских организаций.
Обсуждены вопросы повышения квалификации работников системы государственного аудита и финансового контроля, формирования пула сертифицированных государственных аудиторов.
Так, по мнению участников круглого стола, внедрение в соответствии с Законом «О государственном аудите и финансовом контроле» системы сертификации государственных аудиторов позволит повысить профессиональный уровень проверяющих и квалификационные требования к работникам органов государственного аудита.
Отмечено, что сертификат будет выдаваться после подтверждения знаний и положительного заключения Национальной комиссии по сертификации государственных аудиторов. Планируется, что в течение 2016 года Национальной комиссией будет проведена сертификация около двух тысяч работников органов государственного аудита и финансового контроля.
Рассмотрены вопросы создания Единой информационной базы данных органов государственного аудита и финансового контроля. Подчеркнуто, что база формируется в целях обмена информацией между органами государственного аудита и финансового контроля, надзорными и иными государственными органами, а также проведения электронного государственного аудита. Использование единой базы данных обеспечит прозрачность государственного аудита, позволит систематизировать и анализировать результаты аудиторских мероприятий, а также значительно снизить коррупционные риски.

Пресс-служба Счетного комитета

20.04.2016г

21 апреля текущего года состоится заседание Счетного комитета, на котором будут рассмотрены итоги государственного аудита использования активов государства РГП на ПХВ «Государственная вневедомственная экспертиза проектов», управления активами государства в сфере технического и профессионального образования, а также реализации Государственной программы «Информационный Казахстан-2020»

В ходе заседания будут подведены итоги аудиторских мероприятий, проведенных Счетным комитетом в РГП на ПХВ «Государственная вневедомственная экспертиза проектов», Комитете связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию, министерствах образованияи науки, культуры и спорта, а также в ряде ихподведомственных учреждений.

Для участия в заседании приглашены руководители и должностные лица объектов аудита, ответственные за использование бюджетных средств.

Пресс-служба Счетного комитета

20.04.2016

20 апреля состоялось очередное заседание Счетного комитета

Подведены итоги государственного аудита эффективности реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы, отдельных бюджетных программ Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан.

По оценке Счетного комитета, несмотря на достижение всех восьми целевых индикаторов Госпрограммы по увеличению продолжительности жизни населения, снижению материнской, младенческой и общей смертности, заболеваемости туберкулезом, удержанию распространенности ВИЧ, выявляемости злокачественных образований и обеспечению 5-летней выживаемости онкологических больных, в системе здравоохранения сохраняется ряд проблемных вопросов.

Отмечается низкая эффективность реализации Национальной скрининговой программы. Так, в результате проведения профилактических мероприятийвыявляемостьзаболеваний среди взрослого населения составляет 3,4%, детского– 16,4%.

Актуальными остаются проблемы дефицита медицинских кадров, особенно в сельской местности, дисбаланса численности медицинских работников, недостаточного уровня квалификации работников, имеющих среднее и высшее медицинское образование.

В 2015 году 42 выпускниками медицинских вузов, на обучение которых израсходованы средства республиканского бюджета на сумму 144,5 млн. тенге, отработка в государственных организациях здравоохранения, расположенных в сельской местности, не обеспечена.

Нормативные правовые акты по совершенствованию службы школьной медицины, системы корпоративного управления государственных предприятий, а также концепции оценки рисков воздействия окружающей среды на здоровье населения и развития кадровых ресурсов для совершенствования человеческого потенциала отрасли не разработаны.

Не в полной мереМинистерством задействованывозможности и механизмы государственно-частного партнерствав области здравоохранения.

При полном освоении 6 040,8 млн.тенге, выделенных из республиканского бюджета, 3 очередь строительства радиологического центра областного онкологического диспансера в г. Семей в эксплуатацию не введена.

Непринятие на баланс земельных участков общей стоимостью 11 958,3млн. тенге привело к искажению финансовой отчетности в 17подведомственных организацияхМинистерства.

Общая сумма выявленных Счетным комитетом финансовых нарушений составила 12,7 млрд. тенге, которые полностью возмещены и восстановлены в ходе аудиторского мероприятия, неэффективно использованных средств республиканского бюджета – 34,6 млрд. тенге, процедурных нарушений бюджетного и иного законодательства – 18,4 млрд. тенге.

Для возбуждения административного производства в отношении должностных лиц объектов аудита направлены 10 материалов в уполномоченные органы, а также привлечены к дисциплинарной ответственности 22 должностных лица.

По итогам заседания даны соответствующие рекомендации Правительству в целях недопущения аналогичных недостатковпри реализации Государственнойпрограммы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы.

Министерствам здравоохранения и социального развития, юстиции поручено принять меры по устранению выявленных нарушений, рассмотреть ответственность должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства, а также дан ряд других поручений.

Отдельные материалы аудитабудут направлены в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений.

Пресс-служба Счетного комитета

18.04.2016

19 апреля текущего года состоится торжественное собрание, посвященное 20-летию образования Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

В мероприятии примут участие представители Администрации Президента, Парламента, Правительства, Министерства финансов, ряда других государственных органов, ревизионных комиссий областей, городов Астаны и Алматы и ветераны Счетного комитета.

В рамках торжественного собрания планируется выступление Председателя Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина, а также церемония вручения ведомственных наград работникам и ветеранам Счетного комитета, представителям государственных органов, способствовавшимразвитию и совершенствованию отечественной системы государственного аудита и финансового контроля.

Пресс-служба Счетного комитета