Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета провел очередное заседание по итогам аудита эффективности использования бюджетных средств и активов государства в Акмолинской области

На заседании Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета подведены итоги аудита эффективности использования бюджетных средств и активов государства в Акмолинской области.

Акиматом области не организована на должном уровне системная работа по привлечению инвестиций в экономику региона, в том числе через инструменты индустриальных зон, инновационное развитие предприятий, механизмы государственно-частного партнерства.

Реализация Плана развития региона - основного документа определяющего стратегию развития региона - сведена к обеспечению корректировок и пересмотру запланированных мероприятий для формирования положительной статистики. При этом, мероприятия включены в Программу по признаку бюджетного финансирования при отсутствии мер по привлечению внебюджетных средств в развитие региона.

За счет средств Национального фонда при наличии нерешенных инфраструктурных вопросов, профинансирован средний, текущий (в том числе ямочный) ремонт дорог в сумме 1,9 млрд. тенге, что указывает на низкоэффективное использование средств и отсутствие системного подхода в выборе приоритетных проектов.

В условиях ограниченности бюджетных средств имеются факты направления средств, не отвечающих целям и задачам пополнения оборотных средств. К примеру, АО НК СПК «Kokshe» полученные средства на пополнение уставного капитала в сумме 530 млн. тенге направлены на погашение кредиторской задолженности. Проблемы развития отрасли АПК должным образом не анализируются и распределение среди получателей субсидий осуществляется неравномерно, не учитывается финансовое состояние сельхозпроизводителей, потребность в государственной поддержке и эффективность от дотационных мер. Меры государственной поддержки по переработке и наращиванию новых производств в сфере растениеводства, должным образом практически не организованы. Не решен вопрос передачи энергопередающим организациям 1 509 км электрических сетей, построенных за счет бюджетных средств. В результате, жители отдельных населенных пунктов Аршалынского и Целиноградского районов вынуждены оплачивать услуги электроснабжения по тарифу, применяемому к юридическим лицам.

Реализация бюджетных инвестиционных проектов сопровождается грубыми нарушениями законодательства в сфере строительной деятельности.Так, Управлением строительства Акмолинской области по 15 проектам перечислены подрядным организациям 248,1 млн. тенге за фактически не выполненные работы. Кроме того, данной организацией и отделами строительства Шортандинского и Целиноградского районов приняты в эксплуатацию 5 объектов при невыполненных работах на сумму 34,4 млн. тенге.

При затраченных средствах в сумме 3,5 млрд. тенге, более 2-х лет не решается вопрос по централизованному водоснабжению сельских округов Талапкер и Кажымукан Целиноградского района, с населением более 13 тысяч человек.

В регионе слабо поставлена работа по решению вопросов дефицита медицинских кадров, в том числе по закреплению молодых специалистов в сфере здравоохранения. 240 государственных объектов здравоохранения (42,7%) размещены в арендованных помещениях, 123 государственных объекта здравоохранения имеют 100% износ здания.

В Целиноградском районе, где численность населения составляет 66,8 тыс. человек и имеет тенденцию роста, отсутствует больница и соответственно, возможность оказать своевременную стационарную помощь населению. Акиматом Акмолинской области, при существующей потребности в 180 ученических мест (без учета динамики роста) вместо решения вопроса по строительству новой школы в селе Тонкерис Целиноградского района, в декабре 2021 года приобретена у ТОО «KAZPACO» модульная школа на 110 мест на сумму 1,5 млрд. тенге.

Всего, по результатам аудиторского мероприятия, общая сумма финансовых нарушений составила 2,8 млрд. тенге, установлены процедурные нарушения в количестве 298 единиц, неэффективное планирование – 10,5 млрд. тенге, неэффективное использование – 2,6 млрд. тенге, упущенная выгода – 61,9 млн. тенге.

В органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, направлены материалы по 42 фактам нарушений. По отдельным фактам нарушений, материалы направлены в правоохранительные органы.

По итогам аудита, Счетным комитетом даны соответствующие рекомендации Правительству по совершенствованию законодательства. Акиму Акмолинской области поручено принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, и рассмотрению ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/399804?lang=ru