Зарубежный опыт аудита ценообразования

  Аналитическая записка

  Рост цен на продукцию естественных монополий стал серьезным инфляционным фактором, поскольку устанавливаемый правительством его размер, как правило, превышает ожидаемый уровень инфляции. Действующий в отраслях затратный метод ценообразования не способствует стимулированию субъектов регулирования, в том числе инфраструктурных монополий, к снижению собственных издержек и повышению эффективности их производственной деятельности, делается вывод в рекомендациях.

  В связи с этим, изучение зарубежного опыта проведения аудита ценообразования и формирования ценовой политики, исследование ее методологических основ и практики проведения является важной составляющей государственного аудита и финансового контроля за эффективным расходованием бюджетных средств.

  Основой исследования послужили фундаментальные и прикладные исследования в области ценообразования и формирования ценовой политики. Для обработки первичной информации использовались общенаучные методы анализа и синтеза, экономико-статистический и расчетно-конструктивный методы исследования.

  Процесс ценообразования в Федеративной Республики Германия контролируется и регулируется государством. От имени государства данная функция возложена на такие структуры как - Федеральное министерство экономики и технологии, Министерство Финансов и Министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии. Существует также определённое влияние государственных контрольных органов по вопросу регулирования цен, в том числе в области электроэнергии, пассажирских перевозок, отдельных медицинских услуг, почтовых услуг и т.п. с определением верхних и нижних уровней цены. К частично регулируемым ценам относится и квартплата в муниципальном секторе, внутренние тарифы пассажирских перевозок, коммунальные платежи для жилого муниципального сектора.

  Суть определения стоимости базируется на расчетах реального и прогнозируемого соответствия цен, источниками которого служат статистические данные государства, завершенные контракты, ежегодные справочники. В Германии осуществляется обязательный контроль за формированием цен, который осуществляется посредством следующих мероприятий:

- производится контроль методов определения цен (используется метод сопоставимых розничных цен, метод последующей реализации, затратный метод);

- осуществляется проверка объема товарообмена между взаимосвязанными лицами;

- производится оценка круга взаимосвязанных лиц (прямое или косвенное участие, лица способные оказать влияние на условиях сделок, совершаемых другим лицом, наличие собственного интереса в сделках);

- сопоставление контролируемых сделок между взаимосвязанными лицами с такими же сделками между независимыми третьими лицами, проводимые по схожим условиям.

  В свою очередь США стало первым государством принявшим законодательство, регулирующее вопросы ценообразования. В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен в отдельных товарных группах, предпочитает активному использованию рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономического положения в стране. В целом такой подход произвел последние годы стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов. В соответствии с «Кодексом внутренних доходов» косвенное регулирование цен в США осуществляется по двум направлениям:

1. деструктивная кредитно-денежная политика, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков;

2. федеральные закупки товаров и услуг, налоговая политика.

  Эти направления государственной макроэкономической политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и, таким образом, определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.

  Прямое государственное регулирование цен используется только в высоко монополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергии и некоторые коммуникационные услуги. Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен.

  Опыт Великобритании показывает, что государство осуществляет регулирование цен, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Специальная правительственная организация по гарантирован­ным ценам принимает в залог у производителей продукция и в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации.

  В целях повышения эффективности процесса ценообразования, в Великобритании установлены несколько категорий цен: индикативные цены, минималь­ные цены импорта или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями, офици­альными организациями.

  Следует отметить, что в Великобритании государством контролируется порядка 10% цен, основная доля которых приходится на ценообразование в государственных закупках.

  Ценообразование в Китае не настолько сильно отличается от других стран, насколько отличается отношение самих китайцев к цене на товары и услуги. Здесь, по сути, нет людей, высчитывающих и выгадывающих разницу в цене, как это делают жители других развивающихся стран. Здесь нет баснословно дорогих, но жизненно важных товаров, потому что вся обычная продукция стоит в пределах разумности, но, опять же ниже, чем в других государствах. И напротив, люди Поднебесной иногда готовы втридорога за что-то платить, потому что дороговизна приобретаемого товара служит показателем высокого статуса самого покупателя.

  По сути, понять ценообразование в Китае не сложно, потому что его принципы относятся к общепринятым в экономике, но отправляясь на восток, строить бизнес в этой стране, не стоит забывать, что все вышеуказанные особенности могут сыграть Вам на руку, или напротив – принести немало хлопот.

  Для китайцев высокая стоимость товара всегда ассоциируется с высоким качеством. Их сложно убедить в том, что дешевая продукция может быть хорошего качества и напротив – то, что дорого стоит, не всегда может удовлетворить все требования потребителя. Для иностранных компаний это немного странно, потому что сами китайцы экспортируют недорогие, но чаще всего очень качественные изделия.

  Второй момент, о котором мы уже упоминали ранее – это соответствие цены товара и статуса покупателя. Здесь действует такое правило: если я куплю товар дороже, то тем самым подчеркну, что мой статус в обществе довольно высок. Тоже не совсем понятно, но, тем не менее, подобные потребители встречаются в любой стране мира, а не только в Китайской Народной Республике, просто там это носит массовый характер.

  В КНР действует комбинированная система управления ценами. В результате государственного регулирования цен в определенной степени сглажены диспропорции в их соотношениях. С учетом специфики китайской экономики, существования дефицита определенных товаров был принят курс на постепенную либерализацию цен. Система цен стала рыночной лишь в тех секторах, в которых стала рыночной экономика Китая, поскольку основой последней по-прежнему остается государственная собственность. Ускоренное проведение реформы цен продемонстрировало опасность несогласованности в осуществлении всего комплекса рыночных преобразований. Дальнейшая либерализация цен связывается с процессом существенных изменений в функционировании крупных и средних государственных предприятий.

  Следует обратить внимание на гибкую политику ценообразования в Китае, реагирующую на оперативные корректировки курса реформ в зависимости от происходящих изменений в хозяйственной жизни. В этой стране не допускается ухудшение ситуации до критического уровня, сохраняется стабильность как база для будущих преобразований, даже если это ведет к некоторому отходу от курса реформ.

  Политика ценообразования в Канаде базируется на принципе «вытянутой руки». Суть данного принципа заключается в том, что взаимосвязанные компании действуют «рука об руку», то есть применяют взаимовыгодные или трансфертные цены, в то время как независимые компании находятся на расстоянии «вытянутой руки», то есть формируемые между ними цены продиктованы, прежде всего, законами рыночного спроса и предложения. Таким образом, в целях осуществления контроля над процессами ценообразования, налоговые органы должны производить корректировку цены сделки с учетом допущения независимости участников сделки.

  Налоговые органы должны сопоставить цену, установленную между взаимозависимыми лицами, с ценой, которая была бы установлена независимыми участниками сделки в сопоставимых условиях.

  Государственное регулирование процесса ценообразования в Австрии осуществляется на основе Закона «О ценах», Закона «Закона о картелях», «Антидемпингового закона»

  В соответствии с законом «О ценах» государство регулирует около 10% цен. Министерство Экономики Австрии имеет право регулировать цены на любой вид товара или услуги до 6 месяцев.

  В свою очередь, Паритетная комиссия по вопросам регулирования цен и заработной платы осуществляют:

- установление цен новых товаров, по которым проверяется, имеются ли действительно признаки новизны и правомерно ли связанное с ними повышение цены;

- определение цен импортных товаров, по которым исследуются причины разрыва этих цен и цен аналогичных товаров на внутреннем рынке и принимаются меры по его сокращению;

- осуществление контроля за динамикой цен и тарифов в отдельных отраслях;

- установление цен белого хлеба и хлебобулочных изделий;

- утверждение цен отдельных видов текстиля (хлопчатобумажных тканей, постельного белья);

- определение размера надбавок и скидок на импортные сырьевые биржевые товары (олово, цинк, медь и др.);

- сбор неновой информации и определение способов ее доведения до заинтересованных сторон.

  Таким образом, изучение практики деятельности высших органов аудита зарубежных стран показало, что осуществление аудита ценообразования в деятельности каждого ВОФК имеет свои особенности, обусловленные различиями в законодательном регулировании и институциональной структуре. Данные особенности заключаются в необходимости проведения государственного аудита ценообразования в государственном секторе и государственных закупках.

  Опыт проведения аудита ценообразования в развитых странах показывает наличие общих и различных принципов проведения аудита ценообразования. Общие принципы проведения государственного аудита в развитых странах основывается на ряде статей Лимской декларации руководящих принципов контроля. Помимо этого, в основе государственной политики проведения аудита ценообразования лежат правила проведения аудита государственного долга изложены в международных стандартах высших органов аудита (ISSAI), разработанных Международной организацией высших органов аудита (ИНТОСАИ).

Научный консультант ОПНИ

Жамкеева М.К.

 

               
  
akorda-ru 
 banner arem parlam
esep-ru