По итогам исследования «аудита эффективности по проблемно-ориентированному подходу»

  Аналитическая записка

  С формированием нормативной базы по переходу на государственный аудит актуальной становится разработка методологического инструментария проведения государственного аудита эффективности по проблемно-ориентированному подходу для практического применения в деятельности органов государственного аудита по проведению подобной работы при анализе формирования и реализации государственных, отраслевых программ, а также актуальных вопросов социально-экономического развития в Республике Казахстан.

  На основании изучения зарубежной практики и проведенного анализа нормативно-правовых актов Республики Казахстан, регламентирующих вопросы проведения аудита эффективности по проблемно-ориентированному подходу можно сделать следующие выводы:

1. На данном этапе становления государственного аудита в Казахстане для проведения аудита эффективности разработана полноценная методологическая база, которая включает Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности и Методологическое руководство по применению данного процедурного стандарта.

2. Счетным комитетом проводится планомерная работа по дальнейшему совершенствованию методологического инструментария проведению аудита эффективности.

3. Следует отметить, что только в действующем Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности утвержденный постановление от 31 марта 2016 года № 5-НҚ) и проекте нового Процедурного стандарта затрагивается вопрос проведения аудита эффективности по проблемно-ориентированному подходу.

4. В мировой практике аудита эффективности используются три основных методологических подхода.

Основные принципиальные подходы к определению аудита эффективности, цели, принципы, в исследованных странах (Великобритания, США, Швеция, Канада и Россия) идентичны.

• В целом, все стандарты и руководства ВОА рассмотренных стран, ориентированы и соответствуют стандартам ИССАИ 300, 3000, 3100 и 3200.

• Руководства по проведению аудита эффективности, практические рекомендации совпадают по этапам проведения аудита эффективности.

• В США, Великобритании, Швеции аудит эффективности по проблемно-ориентированному подходу составляет более 60% всех контрольных работ.

• В зарубежной практике при проведении аудита эффективности по проблемно-ориентированному подходу, отправной точкой являются признаки проблем и наличие рисков.

5.Анализ аудиторских и контрольных мероприятий проводимых Счетным комитетом свидетельствует о системности допускаемых объектами нарушений, являющихся проблемами вследствие низкой эффективности планирования расходов бюджетных средств, несовершенства бюджетного, налогового и таможенного законодательств, слабого контроля за соблюдением правил проведения государственных закупок, неэффективного менеджмента при управлении активами государства, низкой финансовой дисциплины и отсутствия ответственности за допущенные нарушения.

6. Анализ причинно-следственных связей выявленных нарушений, недостатков и их последствий, позволяет также определить причины возникновения этих нарушений и недостатков, вид и размер ущерба области (при его наличии) и возможные меры для устранения нарушений и возмещения ущерба, в том числе и усилиями проверяемой организации и вышестоящего органа

7. Анализ реализации государственных программ и стратегических планов свидетельствует об отсутствии надлежащего мониторинга со стороны координирующих государственных органов и недостатке бюджетной ответственности должностных лиц – администраторов бюджетных программ, вследствие чего имеют место многочисленные случаи срыва сроков реализации программ, что в конечном итоге приводит к неэффективному использованию выделенных средств, затягиванию достижения поставленных целей.

Вместе с тем, своевременное освоение выделенных средств, даже при полноценной реализации программ и выполнении возложенных задач в срок, не означают стопроцентной эффективности и полезности проведенной работы.

8. Проблемно-ориентированный подход реализуется посредством идентификации проблем на пути достижения цели, выявлении сбоев и определении путей их устранения и решения проблемы. В данном подходе недостатки и проблемы – или, по крайней мере, признаки проблем – являются отправной точкой для аудита, а не заключения. Основная задача аудита заключается в проверке наличия заявленных проблем и анализе их причин с различных перспектив (проблемы, связанные с экономичностью, продуктивностью и результативностью государственных мероприятий или программ). Подход, ориентированный на проблему, занимается такими вопросами как: «Действительно ли существуют заявленные проблемы и, если да, как их можно понять и каковы их причины?».

При проведении аудиторского мероприятия с применением подхода, ориентированного на проблему, все аналитические и аудиторские процедуры должны быть сфокусированы на определенной проблеме изучаемого направления государственного аудита и (или) деятельности объекта государственного аудита. Применение данного подхода предполагает определение проблемы, ее причин и последствий.

Вместе с тем, существуют две неопределенности: существуют ли проблемы на самом деле и ведет ли это к снижению эффективности. Если начать аудит на основе этого типа индентификации проблемы, то должны представить идею связи с тремя показателями:

· экономичность;

· эффективность;

· результативность.

В связи с чем, предлагаем индентифицировать проблемы следующим образом:

1) Глобальные риски:

· Экономические

· Экологические

· Геополитические

· Социальные

· Технологические

(Источники:ВЭФ, Евразийский Экономический Комитет ООН)

2) Внутристрановые показатели, по которым проводится рейтинг Казахстана:

· Качество институтов

· Инфраструктура

· Макроэкономическая стабильность

· Здоровье и начальное образование

· Высшее образование и профессиональная подготовка

· Эффективность рынка товаров и услуг

· Эффективность рынка труда

· Развитость финансового рынка

· Уровень технологического развития

· Размер внутреннего рынка

· Конкурентоспособность компаний

· Инновационный потенциал

(Источники The Global Risk Report, Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ГИК ВЭФ)

3) Критерии определения проблем. При отборе проблем из общей совокупности, предлагаемых к аудиту эффективности можно выделить следующие критерии.

• Социально-экономическая значимость проблемы

• Степень наличия рисков в рассматриваемой сфере использования государственных средств или деятельности возможных объектов аудита эффективности

• Оценка возможных результатов аудита эффективности (влияние результатов аудита на проблемы)

• Охват и масштабность

• Отраслевая значимость

• Последствия проблемы

На основе изучения зарубежного опыта, казахстанской практики аудита предлагаем следующее. При определении того, что проверять, нужно фокусироваться на областях, в которых госорганы сталкиваются с повышенным риском. Примерами областей повышенного риска являются те, которые стоят налогоплательщикам значительных сумм денег или могут угрожать здоровью и безопасности граждан, если что-то пойдет не так.

Чтобы определить, какие программы и функции правительства следует отнести к категории высокого риска, полагаем необходимым рассматривать количественные факторы, такие как вероятность финансовых потерь; а также качественных - как они могли бы повлиять на здравоохранение, национальную безопасность или привести к некачественному предоставлению услуг, нарушению стратегических целей или значительном влиянии на экономику, эффективность или результативность государственных финансов.

Чем большим будет риск тех или иных последствий в части экономичности, эффективности и действенности, или общественного доверия, то тем более важными будут затрагиваемые при аудите проблемы. Та или иная проблема может полагаться важной или существенной в том случае, если знание ее существа, по всей видимости, повлияет на адресата соответствующего отчета по аудиту эффективности. Подобная идентификация областей аудита облегчается активным и ориентированным на выявление проблем мониторингом.

В рамках исследования проанализированы ключевые сферы аудита, в которых определены проблемы, которые могут выступать в качестве аудита эффективности по проблемно-ориентированному подходу.

Для информации

Старший эксперт ОПНИ

Жамышева С.А

 

               
  
akorda-ru 
 banner arem parlam
esep-ru