Қаз   Рус  Eng

Разработан проект процедурного стандарта внутреннего государственного аудита «Аудит соответствия»

29 ноября 2021 года на портале «Открытые НПА» Министерство финансов РК разместило проект приказа «Об утверждении процедурного стандарта внутреннего государственного аудита и финансового контроля «Аудит соответствия» для публичного обсуждения.

Проект приказа был разработан в соответствии с Предписанием Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 2 февраля 2021 года № 2-2-Н.

Процедурный стандарт определяет цель, задачи, основные этапы, процедуры, методы, а также единые требования к проведению аудита соответствия, осуществляемые органами внутреннего государственного аудита и финансового контроля.

Целью аудита соответствия является обоснованное выражение мнения о соблюдении объектом государственного аудита норм законодательства РК, регулирующих сферу деятельности объекта государственного аудита, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации.

Источники:
https://www.gov.kz/memleket/entities/minfin/press/news/details/292936?lang=ru
https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=13475987

Президент принял участие в заседании Инвестиционного круглого стола в Швейцарии

29 ноября 2021 года в г. Женеве Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении отметил, что круглый стол имеет ключевое значение для развития торгово-экономических отношений между Казахстаном и Швейцарией. По его словам, Швейцарская Конфедерация уже долгие годы выступает одним из основных стратегических и инвестиционных партнеров Казахстана.

Глава государства подчеркнул, что Казахстан является крупнейшей и одной из самых быстрорастущих экономик в Центральной Азии. За 30 лет Независимости привлечено свыше 370 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Ведется торговля со 180 странами мира.

Президент указал, что лично возглавляет Совет иностранных инвесторов, а инвестиционный омбудсмен работает под руководством Премьер-министра.

– В Казахстане действует единственный в Центральной Азии Международный финансовый центр «Астана» с независимым судом, который функционирует на базе английского права. В структуре МФЦА также создан Международный арбитражный центр, обеспечивающий оперативную альтернативу судебному разбирательству. Участники Центра, предоставляющие финансовые услуги, освобождены от корпоративного подоходного налога и НДС до 2066 года. Упрощены требования к иностранной валюте, визам и рабочей силе. На нашу биржевую площадку вышло более 1000 компаний из 59 стран мира, – отметил Глава государства.

Президент Казахстана рассказал швейцарским инвесторам, что в стране создано 37 специальных экономических и индустриальных зон в приоритетных отраслях экономики.

За последние годы Казахстан создал сильную транспортно-логистическую базу и обеспечил интеграцию страны в глобальные транспортные коридоры. Через территорию нашей страны проходят десятки международных транспортных маршрутов, связывающих Китай, Центральную Азию, страны СНГ, Персидского залива и Европы.

В ходе Инвестиционного круглого стола выступили вице-президент Ассоциации швейцарских предприятий по внешнеэкономическим связям Economisuisse Ян Аттесландер, сопредседатели казахстанско-швейцарского делового совета главный исполнительный директор Stadler Rail AG Петер Шпулер и председатель правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Нурлан Сауранбаев, генеральный директор ABB Switzerland Роберт Ичнер, главный исполнительный директор Ammann Group Ханс-Кристиан Шнайдер, президент компании KS Genetics Филиппо Ломбарди, глава глобального медно-цинкового департамента Glencore Никола Попович, главный исполнительный директор Inoks Capital Набиль Абдул-Массих, директор по развитию Basel Euro Airport Михаэль Швин, основатель и президент m3 Groupe Абдалла Шатила, главный исполнительный директор Polymetrix AG Мартин Мюллер, управляющий директор по работе с глобальными ключевыми клиентами Clariant Йарле Шолд.

Выслушав выступления швейцарских бизнесменов, Глава государства поблагодарил их за вклад в развитие экономики Казахстана и выразил надежду на плодотворное взаимовыгодное сотрудничество деловых кругов двух стран.

Кроме того, Касым-Жомарт Токаев сообщил, что компания Stadler определена стратегическим партнером национальной железнодорожной компании «Қазақстан Темір Жолы». По мнению Президента, данное решение послужит дополнительным импульсом к практическому взаимодействию Казахстана и Швейцарии.

В мероприятии также приняли участие руководители компаний Roche Holding, Philip Morris International, Caviar House & Prunier, Swiss Choice Holding, Bühler AG, Economisuisse, Swissgrow и др.

По итогам круглого стола было подписано шесть коммерческих соглашений на сумму 301 млн долларов и десять некоммерческих документов.

Источник: https://www.akorda.kz/ru/glava-gosudarstva-prinyal-uchastie-v-zasedanii-investicionnogo-kruglogo-stola-29103937

25 ноября под председательством Спикера М. Ашимбаева состоялось заседание Сената

Сенаторы приняли в двух чтениях раннее инициированный депутатами законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)».

Основная цель Закона – поддержка граждан и бизнеса. Для этого документом вводится ограничение на принятие в качестве залога единственного жилья физического лица. Кроме того, уведомления налогоплательщиков-физлиц о предстоящих платежах и налоговой задолженности, в том числе через мобильные приложения банков и НАО «Правительство для граждан» станут обязательными.

«Принятый сегодня Закон направлен на реализацию инициатив Главы государства, озвученных в Послании. Документ предусматривает отказ от применения минимальной заработной платы в качестве налогового расчетного показателя. Кроме того, в Законе предусмотрены положения, направленные на стимулирование экспортеров для продажи валютной прибыли на внутреннем рынке. В целом, Закон способствует формированию благоприятной бизнес-среды и инвестиционного климата, нацелен на поддержку отечественных товаропроизводителей, а также облегчает уплату налогов и сборов для физических лиц и предпринимателей», – отметил М. Ашимбаев.

В ходе заседания сенаторы также ратифицировали два Соглашения по военной помощи соседним государствам – законы «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики об оказании безвозмездной военно-технической помощи» и «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Таджикистан об оказании безвозмездной военно-технической помощи».

Соглашения предусматривают разовую передачу кыргызской и таджикской стороне военного имущества, в частности боеприпасов и специального оборудования. В ходе заседания было отмечено, что передача военного имущества Кыргызстану и Таджикистану не повлияет на боевую готовность и обороноспособность Казахстана.

Также сенаторы рассмотрели и приняли Закон «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Таджикистан об оказании военно-технического содействия в обеспечении безопасности в прилегающих районах таджикско-афганской границы».

Источник: https://senate.parlam.kz/ru-RU/news/details/5656

24 ноября состоялось пленарное заседание Мажилиса Парламента

На пленарном заседании под председательством Спикера Мажилиса Н. Нигматулина депутаты Палаты одобрили в I чтении законодательные поправки по вопросам развития и совершенствования биржевой торговли. Законопроект направлен на повышение требований и прозрачности деятельности товарных бирж, создание конкурентной среды и условий для развития биржевой торговли, а также увеличение ее объемов.

В ходе обсуждения мажилисмены предложили исключить из законопроекта норму, предусматривающую право Министерства торговли и интеграции ограничивать минимальный размер биржевого сбора с участников торгов. По мнению депутатов, эта норма может отрицательно сказаться на предпринимателях – клиентах бирж. Недопущение же демпингования размера биржевого сбора, по мнению Спикера Мажилиса, можно отрегулировать за счет жестких требований к самому размеру уставного капитала бирж, уже заложенных в законопроекте.

Н. Нигматулин высказался и о предложении депутатов выделить отдельный вид специализированных бирж для торговли «углеродными единицами». Председатель Мажилиса напомнил, что в начале текущего года был принят Экологический кодекс, в котором уже предусмотрена возможность торговли углеродными единицами. Отметив, что ситуация с климатом становится одной из острейших мировых проблем нашего времени, в том числе и для Казахстана, Н. Нигматулин подчеркнул, что в нашей стране, так называемые, «бесплатные» квоты промышленным предприятиям будут поэтапно сокращаться.

Законопроектом также предусматривается предоставление доступа клиентов к участию в биржевых торгах без посредников, разделение товаров и торгов по секциям, а также устанавливаются дифференцированные ставки в зависимости от вида секции и объема совершенных сделок.

«Добро» Мажилиса также получил ратификационный законопроект – Соглашение о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов. Документ направлен на устранение технических барьеров в торгово-экономическом, научно-техническом и иных сферах сотрудничества, а также обеспечение потребности государств в стандартных образцах веществ и материалов. Предусматривается создание и применение национальных и межгосударственных стандартных образцов, а также применение межгосударственных стандартных образцов без проведения дополнительных испытаний в государствах-участниках данного Соглашения.

Во втором чтении депутаты Палаты одобрили поправки по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности. В частности, устанавливается возможность для предпринимателей использовать право выбора способа предоставления информационных инструментов не только в электронной форме, но и на бумажном носителе. Предусматривается обязательная отмена или пересмотр нормативных правовых актов, а также иных документов, содержащих обязательные для субъектов предпринимательства требования, если регулирующий госорган своевременно не провел анализ на предмет оценки их эффективности.

Среди одобренных во втором чтении – законодательные новшества по вопросам совершенствования бюджетного законодательства. В частности, предусматривается установление норматива распределения поступлений от корпоративного подоходного налога в размере не более 50% в областной бюджет и не менее 50% – в районный бюджет. Предлагается включить в состав материалов, вносимых в Парламент с проектом республиканского бюджета, информацию об использовании целевых трансфертов на развитие, выделенных из республиканского бюджета за два отчетных финансовых года.

В целях исполнения поручения Главы государства о разработке законодательных поправок по совершенствованию залоговой политики банков второго уровня внесены поправки, направленные на защиту прав граждан. В частности, предусматривается повышение суммы неисполненного обязательства с 10% до 15% и периода просрочки с 3-х месяцев до 6-ти месяцев для отнесения просроченного обязательства по ипотечным займам, обеспеченным жилищем физического лица, к незначительному и несоразмерному стоимости заложенного имущества, что будет основанием для отмены в обращении взыскания на имущество.

Кроме того, вводится процедура самостоятельной реализации заложенного имущества залогодателем как при внесудебной, так и судебной реализации имущества. Также планируется прекратить ипотеку в случае продажи в судебном порядке заложенного недвижимого имущества по договору ипотечного жилищного займа, при отсутствии у должника – физического лица иного имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, превышающих 2-х кратный минимальный размер заработной платы.

На пленарном заседании Мажилис рассмотрел поправки, внесенные Сенатом в проект Закона «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы».

В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес государственных органов. Их озвучили Е. Смайлов, Д. Еспаева, Е. Саиров, Ж. Сулейменова, Ж. Омарбекова, Е. Барлыбаев, Д. Турганов и С. Накпаев.

Источник: https://www.parlam.kz/ru/mazhilis/news-details/id49111/1/1

Нурсултан Назарбаев провел расширенное заседание Политического совета партии «Nur Otan»

В расширенном заседании в режиме видеоконференцсвязи приняли участие Глава государства Касым-Жомарт Токаев, Премьер-Министр и члены Правительства, члены Политического совета и Бюро партии «Nur Otan», депутаты фракции партии в Мажилисе Парламента и маслихатах, руководители регионов, лидеры молодежного крыла «Jas Otan».

Открывая заседание, Елбасы отметил успехи в развитии страны за 30 лет независимости, подчеркнув, что все достижения – это результат слаженной работы, важных государственных решений и смелых реформ.

В ходе заседания были заслушаны доклады Премьер-Министра, члена Бюро Политического совета партии А. Мамина, Председателя Мажилиса Парламента, руководителя фракции партии Н. Нигматулина, депутата Мажилиса Парламента, председателя Общественного совета «Nur Otan» по региональному развитию Ю. Кучинской, председателя Шымкентского городского филиала партии «Nur Otan» М. Айтенова, первого заместителя председателя Павлодарского районного филиала партии, руководителя фракции партии «Nur Otan» в районном маслихате, члена АНК В. Гейнц, члена партии «Nur Otan», акима Бурлинского сельского округа Западно-Казахстанской области А. Зарифова.

Комментируя доклады Премьер-Министра и Председателя Мажилиса Парламента, Елбасы особо отметил слаженную работу исполнительной и законодательной ветвей власти по реализации предвыборной программы партии. Первый Президент Казахстана указал на необходимость сохранения высокого темпа работы и обеспечения качественного исполнения поставленных задач.

Заслушав представленную информацию, Нурсултан Назарбаев подробно рассказал о вызовах и угрозах, стоящих перед государством, а также стратегических целях партии на предстоящий период.

– Казахстан вступает в четвертое десятилетие своей Независимости. Это эпоха больших перемен, сложных и судьбоносных решений. В настоящее время мы наблюдаем, что обуздать пандемию коронавируса не удается. Происходят закономерные изменения, в том числе и по причине ускоренного внедрения информационных технологий и зеленой энергетики, – сказал Елбасы.

Первый Президент Казахстана назвал ряд серьезных вызовов, с которыми придется столкнуться человечеству. Среди них – борьба с новыми пандемиями, усиление негативных последствий экологических проблем и глобального потепления, снижение конкурентоспособности стран в связи с изменением глобальной экономики, нарастающая геополитическая напряженность, а также усиление политической разобщенности из-за радикализации общественных настроений и ценностей.

Елбасы подчеркнул эффективную работу депутатов фракции партии в период пандемии, отметив важность дальнейшей консолидации казахстанцев вокруг государственного курса Президента.

– Я стоял у истоков создания партии, возглавлял ее все эти годы и знаю, что будет важным, если партию «Nur Otan» будет возглавлять Президент страны, который определяет политику и стратегию. У нас так и было. Мы это должны решить, опираясь на Устав партии. Это важный шаг, на который нужно пойти, чтобы продемонстрировать наше единство, – сказал Первый Президент Казахстана.

Нурсултан Назарбаев отметил, что партии важно обеспечить свое долгосрочное лидерство, которое будет фундаментом преемственности и стабильности государственного курса. Для этого, как сказал Елбасы, партия «Nur Otan» должна постоянно модернизироваться, быть современной и мобильной, оставаться в фарватере изменений, руководствоваться интересами народа, озвучивать ясные цели и реальные пути их достижения, обеспечивать эффективное взаимодействие как органов власти, так и общественных институтов, а также консолидировать общество вокруг ценностей партии.

В ходе заседания Елбасы озвучил свод принципов «Семь столпов государственности», которые станут ключевым ориентиром для казахстанцев в новую эпоху.

– Укрепляя независимость и сохраняя целостность страны, поддерживая ценность семьи, продвигая национально-духовную культуру, уделяя внимание знаниям и честному труду, мы станем нацией созидателей, – сказал Нурсултан Назарбаев.

Источник: https://elbasy.kz/ru/news/2021-11/rasshirennoe-zasedanie-politicheskogo-soveta-partii-nur-otan-pod-predsedatelstvom

 

Специальный выпуск «Расширенное заседание Политического совета партии «Nur Otan» под председательством Первого Президента Казахстана»

23 ноября Глава государства принял Премьер-Министра А. Мамина

Касым-Жомарту Токаеву было доложено о санитарно-эпидемиологической обстановке, мерах по стабилизации цен на социально значимые товары, привлечении инвестиций и других актуальных вопросах социально-экономического развития страны.

Премьер-Министр А. Мамин отметил стабильность эпидемиологической ситуации и снижение уровня заболеваемости COVID-19. Так, за последний месяц количество заболевших уменьшилось в 2,4 раза, больных в стационарах – в 1,4 раза, амбулаторных больных – в 1,8 раза.

Продолжается планомерная работа по вакцинации населения. На сегодняшний день вакцинировано около 8,7 млн человек. 22 ноября во всех регионах началась ревакцинация.

Президент был проинформирован о работе по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары и реализации Комплекса мер антиинфляционного реагирования.

Глава Правительства также доложил Касым-Жомарту Токаеву о ходе реализации приоритетных направлений председательства Казахстана в ЕАЭС. В частности, активизирована совместная работа по развитию взаимовыгодных кооперационных проектов, устранению существующих барьеров в торговле, укреплению транспортно-логистического сотрудничества, внедрению цифровых технологий, расширению торгово-экономического сотрудничества.

К настоящему времени устранено 80% барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС. Товарооборот государств ЕАЭС за 9 месяцев текущего года вырос на 32,5%, составив 52 млрд долларов, а объем торговли с третьими странами вырос на 32,7% и достиг 596 млрд долларов.

Источник: https://www.akorda.kz/ru/glava-gosudarstva-prinyal-premer-ministra-askara-mamina-23103658

23 ноября в Үкімет үйі состоялось заседание Правительства Казахстана

На заседании рассмотрены вопросы развития местного содержания в закупках. С докладами выступили министры индустрии и инфраструктурного развития Б. Атамкулов, энергетики – М. Мирзагалиев, председатель правления АО «Самрук-Қазына» А. Саткалиев.

Глава Правительства поручил акиматам усилить работу региональных комиссий по контролю местного содержания с максимальным привлечением к их деятельности представителей регионального бизнеса.

Министерствам индустрии и инфраструктурного развития, энергетики, а также АО «Самрук-Қазына» поручено обеспечить заключение добровольных соглашений с недропользователями. Министерству индустрии совместно с Министерством энергетики, НПП «Атамекен» дано поручение проработать все необходимые вопросы заключения недропользователями оффтейк-контрактов с отечественными товаропроизводителями.

На заседании Правительства также рассмотрены вопросы защиты прав потребителей. О проводимой работе в данном направлении доложили Министр торговли и интеграции Б. Султанов, первый заместитель Председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка О. Смоляков.

Глава Правительства поручил Министерству индустрии и инфраструктурного развития совместно с заинтересованными госорганами и организациями до конца текущего года внести предложения по совершенствованию правового регулирования в сегменте электронной торговли.

В первом полугодии 2022 года поручено интегрировать систему «е-tutynushy» с информационными системами ряда госорганов. Министерству информации и общественного развития совместно с Министерством торговли, Агентством по регулированию и развитию финансового рынка и акиматами поручено усилить информирование населения по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг и повышения финансовой грамотности граждан.

На заседании также рассмотрена санитарно-эпидемиологическая ситуация в стране. Министр здравоохранения А. Цой доложил, что в Казахстане за последний месяц заболеваемость снизилась в 2,4 раза, больных в стационарах в 1,4 раза, амбулаторных больных – в 1,8 раз. Занятость инфекционных коек составляет – 30%, реанимационных – 25%.

Глава Правительства поручил держать санитарно-эпидемиологическую ситуацию на постоянном контроле, особенно в приграничных областях, увеличить темпы вакцинации, а также обеспечить режим хранения и транспортировки вакцин.

Источник: https://primeminister.kz/ru/sessions/zasedanie-pravitelstva-rk-23112021-23102132

Глава государства провел встречу с представителями финансового сектора

19 ноября 2021 года рабочий визит Касым-Жомарта Токаева в южную столицу начался со встречи с представителями финансового сектора. В мероприятии, которое состоялось в алматинской резиденции Главы государства, приняли участие руководители Администрации Президента и ряда других центральных органов, а также представители ведущих финансовых и банковских структур.

Открывая заседание, Касым-Жомарт Токаев отметил, что встреча в таком составе проходит впервые. По его словам, в финансовом секторе страны накопился ряд актуальных вопросов, по которым важно принять соответствующие меры.

Затем, заслушав предложения участников встречи по дальнейшему развитию финансового сектора, Президент поставил ряд конкретных задач.

Первое, на что обратил внимание Касым-Жомарт Токаев, – устойчивость финансового сектора. Как заявил Глава государства, на сегодня финансовый сектор очищен от несостоятельных банков, в рамках оздоровления списано порядка 6,6 трлн тенге плохих кредитов. Как было сказано в выступлении, уровень займов с просрочкой свыше 90 дней составляет 4,3% от ссудного портфеля банков – это минимальное значение за последние 13 лет. Исходя из этого, Президент призвал извлечь необходимые уроки и усилить меры по предотвращению накопления системных рисков.

Глава государства отметил, что сегодня благодаря государственной поддержке банки располагают значительным потенциалом кредитования экономики. Объем высоколиквидных активов в банковской системе составляет 12,2 триллиона тенге.

– В текущем году мы наблюдаем активное восстановление спроса со стороны населения. Потребительское кредитование выросло на 32,8%. В процесс вовлечено более 6,1 миллиона человек. Возможно, это естественный процесс. Но важно обеспечить эффективный контроль долговой нагрузки наших граждан. В настоящее время 545 тысяч человек имеют просрочку более 90 дней. И дело не только в высоких рисках для финансовой стабильности всей страны. Речь идет об огромном количестве наших сограждан, которые сталкиваются с финансовыми проблемами. А это чревато социальной и политической дестабилизацией, – считает Президент.

Касым-Жомарт Токаев выступил против перегибов в отношении должников со стороны участников финансового рынка.

Президент полагает, что главным приоритетом для финансового сектора страны должно стать кредитование малого и среднего бизнеса, в том числе развитие предпринимательских инициатив на селе. Одной из самых важных проблем рынка микрофинансирования он назвал отсутствие стабильных и дешевых источников фондирования.

Другой актуальной задачей Глава государства назвал развитие национального фондового рынка, который должен стать альтернативным инструментом для надежного вложения накоплений населения.

В выступлении также была отмечена важность цифровизации финансового сектора. Положительно оценив прогресс в этой сфере, Глава государства заявил о необходимости продолжить комплексную работу по созданию благоприятной среды для внедрения финансовых инноваций.

Президент высказал свое мнение по вопросу введения в оборот цифровых валют. Он указал на необходимость рассмотрения возможности внедрения цифрового тенге, который может стать ключевым элементом будущей финансовой системы.

Наряду с этим в выступлении были затронуты перспективы рынка криптовалют.

– Криптовалюты – объективный фактор, который нельзя просто игнорировать. Нужно трезво оценивать риски и потенциал их влияния на действующую финансовую систему. Поэтому следует возобновить работу по формированию сбалансированных регуляторных условий для создания криптобирж в нашей стране. Иначе получается, что по добыче криптовалют мы страна номер два в мире, а финансовой отдачи практически не видим, – полагает Глава государства.

Отдельный блок в речи Президента был посвящен адаптации финансового сектора к требованиям климатической повестки.

Подводя итоги встречи, Касым-Жомарт Токаев поручил Национальному банку совместно с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка проработать все высказанные вопросы и предложения. При этом он возложил координацию взаимодействия с участниками рынка на свою Администрацию.

Источник: https://www.akorda.kz/ru/prezident-provel-vstrechu-s-predstavitelyami-finansovogo-sektora-1910318

Заявление миссии Международного валютного фонда по итогам визита в Казахстан

В период с 4 по 17 ноября 2021 года миссия Международного валютного фонда (МВФ), возглавляемая г-ном Николя Бланше, провела обсуждения в рамках консультаций по статье IV в Алматы и Нур-Султане. По завершении визита миссия выпустила заявление, в котором кратко изложены основные выводы и рекомендации миссии.

Последние изменения, перспективы и риски

1. Экономика Казахстана пострадала от совокупного шока, вызванного пандемией COVID и ситуацией на нефтяном рынке, но в настоящее время восстанавливается. В 2020 году объем производства сократился впервые за 20 лет на 2,5% из-за падения добычи нефти и снижения внутренней экономической активности. Оживление экономики, начавшееся в конце 2020 года, способствовало достижению темпов роста реального ВВП в размере 3,5% в период с начала года до конца октября и привело к возвращению объемов производства на уровень, существовавший до пандемии COVID. С начала пандемии инфляция превысила установленный Национальным банком Республики Казахстан (НБРК) целевой коридор в размере 4-6% и в октябре составила 8,9%, главным образом за счет повышения цен на продукты питания. Рост кредитования повысился до 16% в сентябре 2021 года, что отражает быстрый рост потребительского кредитования и масштабные программы государственной поддержки. Показатели рынка труда и уровня бедности оставались устойчивыми на протяжении всего периода пандемии, при этом уровень безработицы оставался стабильным на уровне около 5%.

2. Меры реагирования официальных органов сыграли ключевую роль в смягчении воздействия шоков на доходы населения и экономическую активность. Меры экономической политики включали регулирование цен на социально значимые товары, денежные выплаты уязвимым домохозяйствам и адресную помощь особо пострадавшим секторам и предприятиям малого и среднего бизнеса, включая льготное кредитование и налоговые льготы. Проекты в рамках программы «Дорожная карта занятости» помогли поддержать занятость. После повышения базовой ставки в начале 2020 года НБРК придерживался адаптивной денежно-кредитной политики. Официальные органы ослабили регуляторные и пруденциальные требования в отношении банков, наряду с этим поощряя их предоставлять отсрочки по погашению кредитов для соответствующих требованиям категорий заемщиков.

3. Ожидается, что восстановление экономики продолжится, при этом риски будут в целом сбалансированы. Темпы роста, скорее всего, достигнут 3,7% в 2021 году и приблизятся к своему потенциалу (4% для ненефтяного сектора) в среднесрочной перспективе. Инфляция может оставаться высокой в краткосрочной перспективе из-за высокого внутреннего спроса и перебоев с поставками на мировых рынках, но должна снизиться до целевого коридора НБРК к концу 2022 года. После значительного улучшения в 2021 году ввиду благоприятной конъюнктуры цен на сырьевые товары счет текущих операций постепенно должен вернуться к дефициту в размере около 3% от ВВП в среднесрочной перспективе. Основными рисками для данного прогноза являются уровень вакцинации ниже ожидаемого, более медленный рост экономики торговых партнеров, более низкие цены на нефть и устойчиво высокое инфляционное давление, что может потребовать дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики. Напротив, более высокие, чем ожидалось, цены на нефть будут иметь положительный эффект и укреплять буферные резервы, предназначенные для смягчения шоков.

Денежно-кредитная и валютная политика

4. В краткосрочной перспективе может потребоваться дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики для сдерживания инфляции. Общий уровень инфляции и инфляционные ожидания значительно превышали целевой показатель на протяжении практически всего периода 2020 и 2021 годов из-за роста мировых цен на продукты питания, отложенного внутреннего спроса и импорта инфляции. Постепенное повышение базовой ставки в последние месяцы было целесообразным, и может потребоваться ее дальнейшее повышение, чтобы зафиксировать инфляционные ожидания. Учитывая текущее слабое воздействие трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, предпринятые в последнее время усилия по улучшению координации мер по реализации денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, а также инициативы правительства по снижению последствий сбоев в цепочке внутренних поставок должны помочь сдержать инфляцию.

5. Достигнут дальнейший прогресс в переходе к полноценному инфляционному таргетированию. Во время пандемии действующий в Казахстане режим гибкого обменного курса сыграл положительную роль. Последние улучшения в денежно-кредитной политике достигнуты в области прозрачности мер политики за счет публикации данных о валютных операциях НБРК и расширения информационного взаимодействия; независимости при разработке и реализации политики за счет создания Комитета по денежно-кредитной политике и запланированного выхода НБРК из программ льготного кредитования; и мер по развитию аналитического потенциала при принятии решений в области экономической политики. В дальнейшем, в соответствии со стратегией НБРК до 2030 года повышение эффективности денежно-кредитной политики потребует мер по развитию внутренних рынков капитала, снижению долларизации, большей координации с налогово-бюджетной политикой, управлению избыточной банковской ликвидностью и прекращению непрофильной деятельности и квази-фискальных операций НБРК. Также могут быть усовершенствованы регулярные обследования для оценки инфляционных ожиданий.

Стабильность финансового сектора

6. Политика в области финансового сектора должна и в дальнейшем обеспечивать баланс между восстановлением экономики и поддержанием финансовой стабильности. В результате оценки качества активов, проведенной в 2019 году, и последующих надзорных действий банковская система успешно выдержала шок пандемии COVID, при этом прибыльность, ликвидность и капитализация банков остались на высоком уровне. В ходе дальнейшего восстановления экономки официальные органы планируют отменить к концу 2021 года большинство антикризисных регуляторных мер, введенных в прошлом году. В этот переходный период официальным органам следует внимательно отслеживать новые риски, в том числе связанные с быстрым ростом потребительского кредитования, что может потребовать целевых макропруденциальных мер, направленных на предотвращение чрезмерного накопления задолженности в секторе домохозяйств.

7. Последние меры по усилению финансового надзора заслуживают высокой оценки. Более надежная система надзора, в большей степени ориентированная на учет рисков, будет иметь решающее значение для внедрения эффективной практики управления рисками, предотвращения повторения серьезных проблем в банковском секторе и ограничения государственных обязательств в будущем. Недавно созданное Агентство финансового регулирования (АРРФР) активно наращивает потенциал, чтобы привести свою деятельность в соответствие с международными стандартами, в том числе путем внедрения практики регулярной оценки качества активов и стресс-тестирования совместно с финансовыми учреждениями. Тесное сотрудничество между АРРФР и НБРК в обеспечении финансовой стабильности будет иметь важное значение в будущем, и развитию такого сотрудничества будут способствовать более четкое разделение ответственности и официальное закрепление порядка обмена информацией.

8. Важное значение также будет иметь дальнейшее укрепление системы урегулирования проблемных банков. Хотя в 2019 году данная система была модернизирована и были введены специализированные инструменты урегулирования проблемных банков, объем и перечень полномочий органа по урегулированию требует дальнейшего уточнения, а его сотрудникам необходимо обеспечить более полную правовую защиту. Недавно AРРФР отозвало лицензии нескольких небольших банков путем принудительной ликвидации по решению суда, что явилось важным сигналом об изменениях в реализации политики и ответственности руководства банков. Меры по развитию рынка проблемных активов также имеют целесообразность. В перспективе потребуются дальнейшее укрепление системы урегулирования проблемных банков в целях обеспечения эффективного и упорядоченного урегулирования столкнувшихся с трудностями банков. Следующая Программа оценки финансового сектора (ФСАП), планируемая в Казахстане на 2022 год, даст возможность провести всестороннюю оценку стабильности финансового сектора Казахстана.

Налогово-бюджетная политика и ее основа

9. Постепенная бюджетная консолидация после пандемии COVID должна помочь сохранить буферные резервы. Казахстан должным образом использовал свои значительные буферные резервы для смягчения воздействия пандемии. Прогнозируемый на 2021 год ненефтяной дефицит бюджета в размере 8,5% от ВВП обеспечивает надлежащий баланс между бюджетным консерватизмом и целевой поддержкой экономики. В связи с этим чистые финансовые активы государства сократятся с 14% от ВВП в 2019 году до 5% от ВВП к концу 2021 года. К 2025 году официальными органами планируется сокращение ненефтяного дефицита до 6% от ВВП, что потребует дополнительной корректировки на 1-2% от ВВП, позволит Казахстану остаться нетто-кредитором и будет способствовать справедливому распределению благосостояния между поколениями.

10. Среднесрочная бюджетная консолидация может основываться на ряде реформ. Ненефтяные налоговые поступления в Казахстане являются низкими по международным стандартам, и целевой показатель ненефтяного дефицита может быть частично достигнут за счет увеличения ненефтяных доходов, чтобы избежать сокращения расходов, которое могло бы оказать чрезмерное давление на экономическую активность. Планы официальных органов по усовершенствованию налогового администрирования, сокращению неформальной экономики и продвижению цифровизации следует дополнить мерами по расширению налоговой базы (например, путем упорядочения налоговых льгот по КПН и введения налогообложения на прирост капитала), повышению ставок налогообложения (например, по НДС, которые являются относительно низкими), а также введению прогрессивного режима подоходного налогообложения и, возможно, налога на выбросы углерода в соответствии с обязательствами страны по углеродной нейтральности в рамках Парижского соглашения. За счет оптимизации государственных расходов можно избежать чрезмерного давления на потребности в расходах на инфраструктуру и социальные программы. Этому способствовали бы проведение комплексного анализа эффективности и реформы по оптимизации занятости в государственном секторе и повышению эффективности государственной службы.

11. Приветствуются намерения государственных органов реализовать новые бюджетные правила для обеспечения устойчивости и справедливого распределения благосостояния между поколениями, а также сделать налогово-бюджетную политику более контрциклической. Основываясь на международном опыте, подобные цели лучше всего достичь с помощью простого набора правил, который легко контролировать и объяснять. В частности, долгосрочный «якорный» показатель (т.е. сохранение положительного значения чистых финансовых активов государственного сектора) обеспечит финансовую устойчивость и справедливость распределения благосостояния между поколениями и может быть дополнен лимитом ненефтяного дефицита в процентах от ненефтяного ВВП или лимитом на рост расходов бюджета. Дополнительные бюджетные правила могут чрезмерно ограничить бюджетное планирование, препятствовать надлежащему исполнению бюджета и, в конечном итоге, подорвать доверие к бюджетной политике. Для сохранения гибкости следует также прописать четкие исключения из применения ограничивающих норм и создать независимый бюджетный совет для контроля за выполнением бюджетных правил.

12. Прочная основа налогово-бюджетной политики требует укрепления институтов управления государственными финансами и большей прозрачности. В целях достижения полной эффективности и в соответствии с международными стандартами бюджетные правила следует применять к более широкому определению бюджета, включая весь сектор государственного управления. Управление бюджетными рисками также важно для поддержки надежности и эффективности налогово-бюджетной политики, и продолжающаяся работа по составлению первого ежегодного отчета о бюджетных рисках (ОБР) заслуживает положительной оценки. ОБР должен также охватывать квазигосударственный сектор, учитывая его масштаб и сложность, с отражением в отчетности по государственному долгу значительного объема задолженности в этом секторе. Таким усилиям будет способствовать проведение МВФ оценки прозрачности в налогово-бюджетной сфере (ОПНБС).

Структурные реформы

13. В долгосрочной перспективе повышение темпов, стабильности и устойчивости экономического роста в Казахстане потребует большей экономической диверсификации. Текущая модель развития, основанная на добыче и экспорте природных ресурсов, не будет устойчивой при переходе к глобальной низкоуглеродной экономике. Новые источники роста и создания рабочих мест, обеспечиваемые частным сектором, будут в значительной степени зависеть от темпов структурных реформ, направленных на повышение рыночного характера экономики и преодоление последствий изменения климата. Планы реформ, недавно сформулированные в рамках 10 национальных проектов (включая поддержку сельского хозяйства и неуглеродных секторов, содействие предпринимательству и расширение доступа к социальным услугам), поддержат этот переход. Учитывая многочисленность проблем и требуемых мер, важное значение имеет определение приоритетов реформ.

14. Развитие частного сектора требует глубокой трансформации государственного сектора. Роль государства в экономике остается значительной за счет целевых отраслевых интервенций и преобладания государственной доли собственности, особенно после пандемии COVID. Следует пересмотреть обоснованность деятельности государственных предприятий (ГП), а управление рисками, корпоративное управление и прозрачность в ГП следует усилить. План официальных органов вернуться к приватизации после пандемии COVID заслуживает положительной оценки. Кроме того, недавнее создание независимого Агентства по защите конкуренции представляется многообещающей реформой, которая должна помочь снизить барьеры для доступа к рынкам, торговле и инвестициям.

15. Следует продолжать уделять внимание оптимизации управления и реформам в области противодействия коррупции. Разработка измеряемых контрольных показателей окажет содействие при проведении мониторинга исполнения Антикоррупционной стратегии на 2015-2025 годы. Продолжающаяся цифровизация налогового и таможенного администрирования поможет улучшить контроль за государственными расходами. Недавние изменения и дополнения, внесенные в Закон «О государственных закупках», также будут способствовать дальнейшему развитию конкуренции и повышению прозрачности государственных расходов путем внедрения требования о раскрытии информации о бенефициарных собственниках организаций, получающих государственные контракты. Новый закон об обязательном декларировании активов вступил в силу и, при условии надлежащего применения, сможет внести вклад в борьбу с коррупцией. Требуются дальнейшие усилия для приведения режима по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма в более полное соответствие с международными стандартами и повышения его эффективности в противодействии коррупции.

16. Обязательства, взятые официальными органами по достижению углеродной нейтральности к 2060 году, заслуживают высокой оценки. Проблемы изменения климата особенно остро стоят перед Казахстаном, учитывая масштаб углеводородного сектора, зависимость от угля и объемы выбросов парниковых газов на душу населения. Опережающее планирование политики будет иметь ключевое значение для управления средне- и долгосрочным воздействием изменения климата при выборе конкретных мер по достижению поставленных целей и подготовке к переходу к низкоуглеродному миру. В частности, затраты на необходимые государственные инвестиции должны быть учтены в макроэкономической и налогово-бюджетной политике. Повышение тарифов на выбросы углерода, в том числе путем постепенной отмены значительных субсидий на энергоносители, позволит обеспечить сопряжение между различными стимулирующими мерами для достижения целей по сокращению выбросов, одновременно генерируя финансовые ресурсы для справедливого низкоуглеродного перехода. Однако такие реформы следует осуществлять постепенно, чтобы необходимые механизмы социальной защиты могли быть созданы для смягчения воздействия на уязвимые категории населения, давая при этом возможность частному сектору провести собственную структурную трансформацию.

Источник: https://www.imf.org/ru/News/Articles/2021/11/17/kazakhstan-staff-concluding-statement-of-the-2021-article-iv-mission

18 ноября под председательством Спикера М. Ашимбаева состоялось заседание Сената

Сенаторы рассмотрели законопроекты «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы» и «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2022-2024 годы».

Трехлетний республиканский бюджет направлен на реализацию общенациональных приоритетов для преодоления последствий коронакризиса и на выполнение задач, поставленных Главой государства Касым-Жомартом Токаевым.

Одной из важных задач бюджета является неукоснительное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами. В связи с этим, наибольший удельный вес в расходах бюджета в трехлетнем периоде составляют расходы социальной сферы. 50,8% от общего объема расходов будут направлены именно на эту сферу в 2022 году. А к 2024 году этот показатель составит уже 59,8%.

«Все социальные обязательства государства будут выполняться в полном объеме. С учетом роста поступлений за 3 года расходы на социальную сферу планируется увеличить почти на треть. В целом, на социальную сферу в 2022-24 годах выделяются 26,7 трлн тенге. Эти средства позволяют решить многие социальные проблемы. Главным образом речь идет об индексации социальных выплат, повышении зарплат учителей, врачей, других категорий бюджетников и о строительстве многих социальных объектов», – подчеркнул М. Ашимбаев.

В соответствии с поручениями Главы государства в стране были приняты 10 национальных проектов, нацеленных на рост экономики и повышение качества жизни наших граждан. Спикер Сената указал на необходимость эффективного использования выделяемых бюджетных средств для реализации этих нацпроектов.

Кроме того, Сенат поддержал запланированные Правительством меры по обеспечению роста доходов бюджета и сокращению объема трансфертов из Нацфонда. М. Ашимбаев напомнил, что эти вопросы сенаторы поднимали уже не раз.

«В целом, трехлетний бюджет – это серьезный вызов для Правительства, которое берет на себя обязательство за три года обеспечить рост доходов бюджета на 35% за счет темпов развития экономики и сокращения теневого сектора. При этом планируется поэтапно снижать бюджетный дефицит, сократить объем трансфертов из Национального фонда. Мы полностью поддерживаем деятельность Правительства в этом направлении», – заверил М. Ашимбаев.

Также в ходе обсуждения законопроектов, сенаторами перед членами Правительства были подняты ряд конкретных актуальных вопросов, касающихся роста инфляции, в том числе цен на топливо, увеличения госдолга, обеспечения сельчан чистой питьевой водой, интернетом, расширения сети фельдшерских пунктов и другие.

По результатам рассмотрения законопроектов в Сенате, депутаты предложили внести корректировки в республиканский бюджет. В частности, они предложили увеличить расходы на реконструкцию и развитие автодорог, газоснабжение, строительство и ремонт водопроводных сетей и другие. Финансирование этих расходов предложено провести за счет перераспределения средств, которые были предусмотрены в резерве Правительства.

Таким образом, сенаторы, поддержав ключевые нормы законопроекта, и предложив перенаправить часть средств на решение конкретных региональных проблем, вернули законопроект «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы» в Мажилис. Вместе с тем Закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2022-2024 годы» был принят сенаторами без изменений.

Источник: https://senate.parlam.kz/ru-RU/news/details/5613