Қаз   Рус  Eng

Счетным комитетом проведена промежуточная оценка реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан»

Сегодня, 31 марта 2022 года, в Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета подвели итоги государственного аудита «Промежуточная оценка реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан».

На сегодняшний день, в сфере цифровизации отмечаются позитивные тенденции. Так, к примеру, в рейтинге стран по уровню развития электронного правительства (Е-правительство) по итогам 2020 года Казахстан занял 29 место среди 193 стран. Благодаря стремительным темпам распространения цифровых технологий, уровень цифровой грамотности населения в Казахстане вырос за последние 3 года на 4,5%, составив по итогам 2020 года - 84,1%.

Вместе с тем, несмотря на многолетние существенные инвестиции государства на цифровизацию, отмечается недопустимо низкая доля товаров информационно-коммуникационных технологий в общем объеме экспорта, что свидетельствует о неконкурентоспособности отечественных информационно-коммуникационных товаров на внутреннем и внешнем рынках.

Отсутствие преемственности по реализации определенных целей и задач, а также системности в планировании показателей и индикаторов Государственной программы «Цифровой Казахстан», негативно отразилось на эффективности реализации государственной политики в сфере информатизации и цифровизации.

В Плане мероприятий по реализации Госпрограммы в большинстве случаев (110 из 125 или 88%) в качестве формы завершения мероприятий указано «отчетная информация». При использовании такой обобщенной формулировки отсутствует четкий критерий, позволяющий оценить степень завершенности мероприятия.

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) осуществляет функции мониторинга Госпрограммы формально, не уделяя должного внимания анализу результативности параметров и показателей Госпрограммы. Не обеспечена достоверность и полнота результатов мониторинга и своевременное исполнение ряда мероприятий Госпрограммы. Также отмечается слабая координация за деятельностью подведомственных субъектов квазигосударственного сектора со стороны МЦРИАП.Отсутствие в АО «Зерде» декомпозиции Стратегии развития на 2013-2020 годы со стратегическими документами и государственной программой «Цифровой Казахстан», свидетельствует о недостаточной заинтересованности в реализации мероприятий стратегических направлений.Расходы на содержание АО «Зерде» покрываются за счет дивидендов дочерних организаций. Выполнение уставных функций АО «Зерде» проводится лишь при выделении бюджетных средств.

На протяжении более 6 лет не достигнуты результаты по внедрению облачного документооборота в государственных органах.В результате неэффективного менеджмента, имеются убыточные и бесперспективные инвестиционные проекты: «Smart Contract», «Единая информационная система юридической помощи «Е-Заң көмегі», «Единый контакт центр», на сумму 987,9 млн. тенге.При отсутствии контроля со стороны МЦРИАП и учредителя в лице Холдинга «Зерде», Корпоративный фонд «Международный технопарк IT-стартапов «Astana Hub» («Астана Хаб»), в число участников «Астана Хаб» включены компании, осуществляющие деятельность в сфере майнинга криптовалют.

«Астана Хаб» были предоставлены налоговые льготы и преференций майнинговым компаниям, а также организациям имеющих значительные обороты по реализации, которые не отвечают предмету, цели и задачам международного технопарка и не направлены на повышение социально-экономического эффекта.

При этом, только по 5-ти компаниям занятых в сфере майнинга криптовалют, сумма налоговых преференций за 1-3 квартала 2021 года составила 8,5 млрд. тенге, из которых лишь одна компания официально зарегистрирована в качестве «майнера».По итогам государственного аудита Счетным комитетом даны соответствующие рекомендации Правительству и поручения государственным органам, направленные на повышение эффективности и совершенствование законодательства.

В органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, для принятия процессуальных решений направлены материалы государственного аудита по 5 фактам.

По отдельным фактам нарушений Счетным комитетом принято решение о передаче материалов в правоохранительные органы для принятия процессуального решения.

Источник – https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/350101?lang=ru